Предыдущие разделы по теме "Вектора" представлены в формате Видео-уроков на youtube-канале Mathematichka и на канале Математичка РУ видеохостинга Rutube:
Рассмотрим следующий пример.
Населенные пункты А, В и С соединены двумя дорогами. Турист направился из пункта А в пункт В, а затем из пункта В в пункт С. Эти перемещения можно обозначить векторами \(\overrightarrow{AB}\) и \(\overrightarrow{BC}\). Но конечном счёте он переместился из А в С, что можно обозначить вектором \(\overrightarrow{AC}\). Это, итоговое, перемещение складывается из двух перемещений: из А в В и из B в С, и было бы естественно назвать его суммой двух перемещений и описывать суммой двух векторов \(\overrightarrow{AC} = \overrightarrow{AB} + \overrightarrow{BC}\).
Дадим строгое определение:
Cумма векторов не зависит от выбора точки А. (Это легко доказывается построением с использованием знаний по геометрии.)
Пользуясь, свойствами противоположных сторон параллелограмма, можно сложить два вектора ещё одним способом.
От произвольной точки А отложим векторы \(\overrightarrow{AB} = \vec{a}\) и \(\overrightarrow{AD} = \vec{b}\). Построим параллелограмм ABCD. Так как вектор \(\overrightarrow{BC} = \overrightarrow{AD} = \vec{b}\), то диагональ параллелограмма, вектор \(\overrightarrow{AC}\) является суммой векторов \(\vec{a}\) и \(\vec{b}\) по ранее введенному правилу сложения. Этот способ сложения векторов так и называется - правило параллелограмма.
Можно пользоваться любым из упомянутых способов сложения векторов. Мне, например, больше нравится правило параллелограмма, т.к. не нужно путаться в началах и концах векторов. Оба слагаемые вектора имеют начало в одной точке. Этим правилом также удобно пользоваться при решении задач по физике: понятнее происхождение результирующих сил и ускорений. Помните задачу про лыжника, спускающегося с горы?
Построим этот вектор. Отметим на плоскости произвольную точку O и отложим от этой точки векторы \(\overrightarrow{OA} = \vec{a}\) и \(\overrightarrow{OB} = \vec{b}\). Построим вектор \(\overrightarrow{BA}.\) По правилу треугольника \(\overrightarrow{OB} + \overrightarrow{BA} = \overrightarrow{OA}\) или \(\vec{b} + \overrightarrow{BA} = \vec{a}\). Таким образом, сумма векторов \(\overrightarrow{BA}\) и \(\vec{b}\) равна \(\vec{a}\). По определению разности векторов это означает, что \(\overrightarrow{BA} = \vec{a} - \vec{b}\) т. е. вектор \(\overrightarrow{BA}\) искомый.
Таким образом, мы получили следующий способ построения разности векторов.
Замечание. Вспомним понятие противоположный вектор.
Вектор \(\vec{a_0}\) называется противоположным вектору \(\vec{a}\), если векторы \(\vec{a}\) и \(\vec{a_0}\) имеют равные длины и противоположно направлены. Если Вы уже ознакомились с темой умножение векторов, то понятно, что противоположный вектор — это исходный вектор, умноженный на число −1.
Следовательно решение задачи о построении разности векторов \(\vec{a}\) и \(\vec{b}\) можно свести к построению суммы векторов \(\vec{a}\) и \(-\vec{b}\). На мой взгляд, пользоваться этим способом удобнее, т.к. не надо путаться - совмещаем начала или концы векторов, в сторону уменьшаемого или вычитаемого направляем результирующий вектор. Кроме того, в такой постановке легко применять правило параллелограмма.
Рассмотрим правила, позволяющие по координатам векторов находить координаты их суммы, разности и произведения вектора на число.