ЕГЭ. Математика. Профильный уровень.
Решения заданий I части Демоверсии 2025.
Перейти к заданию №
На официальном сайте ФИПИ опубликованы документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2025 года. В частности, представлен Демонстрационный вариант ЕГЭ 2025 по математике.
Здесь вы можете ознакомиться с первой частью варианта и поработать над заданиями профильного уровня с кратким ответом. Вторая часть варианта – задания профильного уровня с развёрнутым ответом – представлена в разделе Профильный уровень. Задачи с развёрнутым ответом.
В демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторые позиции экзаменационной работы. В реальных вариантах экзаменационной работы на каждую позицию будет предложено только одно задание.
Чтобы ознакомиться с содержанием экзамена базового уровня, перейдите на страницу с интерактивной Демоверсией базового уровня.
Сдадим ЕГЭ по математике? Легко!
Нужны такие материалы в сети? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.
Задание 1
Четырёхугольник ABCD вписан в окружность. Угол ABC равен 103°, угол CAD равен 42°. Найдите угол ABD. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 61
Угол АBC опирается на дугу ADC, угол CAD опирается на дугу СD. Искомый угол ABD опирается на дугу AD. Как видно из чертежа, дуга AD равна разности дуг ADС и CD, следовательно \(\angle ABD = \angle ABC - \angle CAD = 103^{\circ} - 42^{\circ} = 61^{\circ}.\)
Площадь параллелограмма ABCD равна 24. Точка E — середина стороны AD. Найдите площадь трапеции BCDE.
Ответ: 18
Способ I.
Проведём диагональ параллелограмма BD. Площадь треугольника ABD равна половине площади параллелограмма. В свою очередь, площадь треугольника ABE равна половине площади треугольника ABD, т.к. отрезок BE является медианой в этом треугольнике. Таким образом, на треугольник ABE приходится четверть площади параллелограмма, а на трапецию BCDE, соответственно, три четверти. \[24\cdot \frac{3}{4} = 18.\]Способ II.
Построим высоту параллелограмма HE, которая одновременно является высотой трапеции BCDE. Вычислим площадь трапеции по формулам \[\frac{ED + BC}{2}\cdot HE = \frac{ED\cdot HE + BC\cdot HE}{2} = \\ = \frac{0,5AD\cdot HE + BC\cdot HE}{2} = \frac{0,5S_{ABCD} + S_{ABCD}}{2} = \frac{0,5\cdot24 + 24}{2} =\frac{12 + 24}{2} = 18.\]В треугольнике ABC стороны AC и ВC равны, угол C равен 134°, угол CBD — внешний. Найдите угол CBD. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 157
Замечание.
Какой бы простой ни была задача, если есть возможность решить её иначе, следует сделать это для самопроверки. ЕГЭ – ответственный экзамен. Здесь в качестве альтернативного варианта можно использовать тот факт, что внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних не смежных с ним, т.е. \(\angle CBD = \angle CAB + \angle ACB = 23 + 134 = 157^{\circ}\).
Основания трапеции равны 4 и 10. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из её диагоналей.
Ответ: 5
Задание 2
На координатной плоскости изображены векторы \(\overline{a}\) и \(\overline{b}\). Найдите скалярное произведение \(\overline{a} \cdot \overline{b}\).
Ответ: 12
Определяем по рисунку компоненты векторов:
ax = 5 − 1 = 4; ay = 8 − 2 = 6;
bx = 11 − 5 = 6; by = 3 − 5 = −2.
Скалярное произведение по определению:
\(\overline{a} \cdot \overline{b}\) = ax·bx + ay·by = 4·6 + 6·(−2) = 24 − 12 = 12.
Даны векторы \(\overline{a}(25;0)\) и \(\overline{b}(1;-5)\). Найдите длину вектора \(\overline{a} − 4\overline{b}\).
Ответ: 29
Пусть \(\overline{s} = \overline{a} − 4\overline{b}\), тогда
sx = ax − 4bx = 25 − 4×1 = 21;
sy = ay − 4by = 0 − 4×(−5) = 20;
\(|\overline{s}| = \sqrt{(s_x^2 + s_y^2)} = \sqrt{(21^2+20^2)} = \sqrt{441+400} = \sqrt{841} = 29.\)
Задание 3
Одна цилиндрическая кружка вдвое выше второй, зато вторая в полтора раза шире. Найдите отношение объёма второй кружки к объёму первой.
Ответ: 1,125
Для решения задачи можно ввести переменные, обозначающие эти размеры кружек и решить задачу в общем виде, а можно просто выдумать их значения с учётом заданных соотношений. Поскольку в ответ требуется внести не абсолютные величины объёмов, а их отношение, то весь произвол нашей выдумки исчезнет в процессе сокращения дроби.
Пусть радиус первой кружки равен 10, а её высота 50, тогда радиус второй кружки равен 1,5×10 = 15, а её высота 50:2 = 25. Вычислим отношение объёмов: \[ \frac{\pi r_2^2\cdot h_2}{\pi r_1^2\cdot h_1} = \frac{\pi\cdot15^2\cdot25}{\pi\cdot10^2\cdot50} = \frac{225\cdot25}{100\cdot50} = 1,125.\]
Стороны основания правильной четырёхугольной пирамиды равны 10, боковые рёбра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.
Ответ: 340
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает \(\dfrac{1}{3}\) высоты. Объём жидкости равен 4 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд?
Ответ: 104
Вспомним, что жидкость всегда принимает форму сосуда, в который она налита. Следовательно, "конус жидкости" полностью подобен "конусу сосуда" и можно воспользоваться правилами подобия: если линейные размеры подобных фигур относятся с коэффициентом \(k\), то их объёмы относятся с коэффициентом \(k^3\).
\[k = \frac{1}{3}; \;\; k^3 = \frac{1}{27}\] Следовательно, жидкость занимает только 27-ю часть сосуда, весь объём которго равен \(4\times27=108 (мл),\) и долить до полного заполнения нужно ещё \(108 - 4 = 104 (мл).\)Задание 4
В группе туристов 20 человек. С помощью жребия они выбирают семь человек, которые должны идти в село в магазин за продуктами. Какова вероятность того, что турист Д., входящий в состав группы, пойдёт в магазин?
Ответ: 0,35
Событие "турист Д. пойдёт в магазин" является элементарным: один турист займёт одно из семи возможных мест для похода в магазин. Всего претендентов на это место 20, поэтому \(n = 20; \; m = 7; \;\;P =\dfrac{7}{20} =0,35.\)
Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе окажется меньше 20 пассажиров, равна 0,94. Вероятность того, что окажется меньше 15 пассажиров, равна 0,56. Найдите вероятность того, что число пассажиров будет от 15 до 19 включительно.
Ответ: 0,38
Задание 5
Помещение освещается тремя лампами. Вероятность перегорания каждой лампы в течение года равна 0,2. Лампы перегорают независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит?
Ответ: 0,992
Решение.
Событие A = "хотя бы одна лампа не перегорит" противоположно событию "перегорят все три лампы". Вероятность последнего легко вычислить по теореме умножения вероятностей. \[P\left(\overline{A}\right) = 0,2\cdot0,2\cdot0,2 = 0,008;\\ P\left(A\right) = 1-0,008 = 0,992.\]
В коробке 5 синих, 9 красных и 11 зелёных фломастеров. Случайным образом выбирают два фломастера. Найдите вероятность того, что окажутся выбраны один синий и один красный фломастеры.
Ответ: 0,15
Решение. Способ I.
Всего в коробке 5+9+11=25 карандашей. Выбирают два из них неважно одновременно или последовательно, предположим последовательно.
Событие A = "Выбрали из 25 карандашей один синий И из оставшихся 24 карандашей один красный ИЛИ Выбрали из 25 карандашей один красный И из оставшихся 24 карандашей один синий". Тогда \[P = \frac{5}{25}\cdot\frac{9}{24} + \frac{9}{25}\cdot\frac{5}{24} = \frac{2\cdot5\cdot9}{25\cdot24} = \frac{90}{600} = 0,15.\]
Решение. Способ II.
Общее число исходов определяем как число сочетаний из 25 карандашей по 2 \(n = С_{25}^{2} = \dfrac{25!}{2!\cdot(25-2)!} =\dfrac{24\cdot 25}{1\cdot2}=300.\)
Число благоприятствующих исходов определяем как произведение числа синих карандашей на число красных \(m=5\cdot 9 = 45.\) (Каждому из 5-ти синих карандашей можно подобрать в пару один из 9-ти красных.) Следовательно \(P =\dfrac{m}{n}=\dfrac{45}{300} = 0,15.\)
Задание 6
Найдите корень уравнения 4 x − 7 = 1__64 .
Ответ: 4
Найдите корень уравнения √3x + 49______ = 10.
Ответ: 17
Найдите корень уравнения log8(5x + 47) = 3.
Ответ: 93
\(5x+47 = 512;\;\;5x=465;\;\;x=93.\)
Решите уравнение √2x + 3______ = x.
Если корней окажется несколько, то в ответ запишите наименьший из них.
Ответ: 3
\(x_1 < 0\) не удовлетворяет ОДЗ, следовательно уравнение имеет один корень \(x = 3.\)
Задание 7
Найдите значение выражения \(3\cos{2\alpha}\), если \(\sin{\alpha} = 0,2\).
Ответ: 2,76
Найдите значение выражения \(\dfrac{\log_{9}{28}}{\log_{9}{7}} + \log_{7}{\dfrac{7}{4}} \).
Ответ: 2
При внимательном изучении выражения в условии задачи именно её и обнаруживаем \( \log_7{28} = \dfrac{\log_9{28}}{\log_9{7}}.\) Следовательно \[\frac{\log_9{28}}{\log_9{7}} + \log_7{\frac{7}{4}} =\log_7{28} + \log_7{7} -\log_7{4} = \log_7{7}+ \log_7{\frac{28}{4}} =2\log_7{7} = 2.\]
Найдите значение выражения \( 25^{2\sqrt{8}+3}\cdot5^{-3-4\sqrt{8}} \).
Ответ: 125
Задание 8
На рисунке изображён график y = f'(x) производной функции f(x). На оси абсцисс отмечено десять точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8, x9, x10. Сколько из этих точек принадлежит промежуткам возрастания функции f(x)?
Ответ: 6
На рисунке изображён график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Ответ: −1,4
Для получения абсолютной величины числа нужно построить на клеточках прямоугольный треугольник так, чтобы его гипотенуза располагалась на касательной, а вершины строго в узлах клеток. Отношение длины катета, параллельного оси Oy к длине катета, параллельного оси Oх, даёт значение тангенса нужного угла.
AC___BC = 7_5.
\[f'(x_0) = -\frac{7}{5} = -1,4.\]Задание 9
Перед отправкой тепловоз издал гудок с частотой \(f_0 = 295\) Гц. Чуть позже гудок издал подъезжающий к платформе такой же тепловоз. Из-за эффекта Доплера частота второго гудка \(f\) (в Гц) больше первого: она зависит от скорости тепловоза \(v\) (в м/с) и изменяется по закону \[f(v) = \frac{f_0}{1-\dfrac{v}{c}} \text{(Гц),} \] где c — скорость звука (в м/с). Человек, стоящий на платформе, различает сигналы по тону, если они отличаются не менее чем на 5 Гц. Определите, с какой минимальной скоростью приближался к платформе тепловоз, если человек смог различить сигналы, а c = 300 м/с. Ответ дайте в м/с.
Ответ: 5
Первым делом убеждаемся в том, что размерности всех величин в формуле, в условии задачи и в вопросе заданы в единой системе единиц. Если требуется, например, переход от километров к метрам или от секунд к часам, выполняем соответствующие вычисления.
Анализируя условие задачи, вычисляем частоту второго гудка \(f = 295 + 5 = 300\;(Гц).\)(Частота второго гудка больше. Человек смог различить сигналы, значит больше минимум на 5 Гц.)
Подставляем в формулу числовые значения \[300 = \frac{295}{1-\dfrac{v}{300}}\;\text{(Гц).}\] Решаем получившееся уравнение относительно неизвестной \(v\). \[300\cdot\left(1-\dfrac{v}{300}\right) = 295;\\ 300-v = 295; \;\; v=5(м/с).\]
Задание 10
Моторная лодка прошла против течения реки 143 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Ответ: 12
Смешав 45%-ный и 97%-ный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 62%-ный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50%-ного раствора той же кислоты, то получили бы 72%-ный раствор кислоты. Сколько килограммов 45%-ного раствора использовали для получения смеси?
Ответ: 15
Первая труба пропускает на 5 литров воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объёмом 104 литра она заполняет на 5 минут дольше, чем вторая труба?
Ответ: 8
По теореме Виета −104 = −13×8; −(−13+8) = 5. Так как отрицательный ответ в этой задаче не имеет смысла, то \(x = 8\).
Задание 11
На рисунке изображёны графики функций видов \(f(x)= ax^2 + bx + c\) и \(g(x)= kx,\) пересекающиеся в точках A и B. Найдите абсциссу точки B.
Ответ: 7
Решение.
Восстановим точные значения неизвестных коэффициентов в формулах обеих функций.
Формула первой функции – квадратный трёхчлен, график функции – парабола.
Три неизвестных коэффициента квадратного трёхчлена можно найти путём решения системы трёх линейных уравнений. Чтобы составить такую систему уравнений, достаточно определить координаты трёх точек параболы и поочерёдно подставить их в формулу функции.
Только необходимо выбирать точки "удобные" для решения задания в условиях ЕГЭ. Точки "удобны", если их координаты хорошо считываются, например, находятся в узлах сетки, или мы о них что-то знаем из теории. Для параболы очень удобными теоретическими точками являются вершина и точки пересечения с осями координат.
В нашем случае хорошо видны две точки пересечения с осью абсцисс, т.е. корни уравнения, следовательно квадратный трёхчлен можно представить в виде разложения на множители \[ ax^2 + bx + c = a(x-x_1)(x-x_2) = a(x-0)(x-4) = ax^2-4ax.\] Таким образом, осталось определить лишь один коэффициент \(a\), который отвечает за сжатие/растяжение параболы вдоль оси \(Oy\) относительно графика функции \(y=x^2\). Это сделать легко, если вершина параболы имеет целые координаты (проходит через узел сетки на рисунке). Отступаем на одну клетку вправо от вершины и определяем расстояние до графика вдоль оси ординат. Это и есть искомый коэффициент \(a = y(x_в + 1) - y_в.\) По рисунку видно, что здесь \(a = 1\).
График второй функции – прямая. В общем случае прямая определяется двумя точками и, соответственно, уравнение содержит два коэффициента. Здесь ситуация проще: так как прямая проходит через начало координат, то нужно определить только угловой коэффициент \(k\). Чтобы определить этот коэффициент, отступаем на одну клетку вправо от точки пересечения прямой с осью абсцисс и определяем расстояние до графика вдоль оси ординат \(k = \dfrac{y(1)}{1} = 3\).
Итак, нам нужно найти точки пересечения графиков функций \(f(x) = x^2-4x\) и \(g(x) = 3x\). Для этого решим систему уравнений \[\begin{cases} y = x^2-4x;\\ y = 3x; \end{cases}\] Поскольку требуется определить абсциссу точки B, т.е. \(x_B\), то применяем метод подстановки: \[3x = x^2-4x; \;\; x^2-7x = 0;\;\; x_1 = 0; x_2 = 7.\] Абсциссу 0 имеет точка A, которая видна на рисунке, следовательно абсцисса точки В равна 7.Задание 12
Найдите наименьшее значение функции \[y = 9x - 9\ln{(x + 11)} + 7\] на отрезке [−10,5; 0].
Ответ:– 83
Ищем точку (точки, если их несколько), в которых производная равна нулю или не существует – точки возможных экстремумов.
\[y' = (9x - 9\ln{(x + 11)} + 7)' = 9 - \frac{9}{x+11} = \frac{9(x+10)}{x+11};\\ \frac{x+10}{x+11} = 0\; \Leftrightarrow \; x_1 = -10, \; x_2 = -11.\] Так как "подозрительных" точек внутри отрезка мало, точнее, всего одна \(x_1=-10\) (\(x_2<-10,5\)), то для поиска наименьшего значения бывает проще не определять тип экстремума, а сразу вычислить значение функции в этой точке и сравнить его с краевыми значениями.Вычисляем
\(y(-10) = 9\cdot(-10) - 9\ln{(-10 + 11)} + 7 = -90 - 0 +7= -83;\\
y(-10,5) = 9\cdot(-10,5) - 9\ln{(-10,5 + 11)} + 7 = -94,5 -9\ln{0,5}+7 = -87,5+9\ln2;\\
y(0) = 9\cdot0 - 9\ln{(0 + 11)} + 7 = 7 - 9\ln11.\)
1) Вычисляем производную функции \(y' = \dfrac{9(x+10)}{x+11};\)
2) Определяем критические точки \(\dfrac{x+10}{x+11} = 0\; \Leftrightarrow \; \begin{cases} x+10=0,\\x+11\ne0 \end{cases};\)
\(x_1 = -10, \; x_2 = -11\) – критичексие точки, в которых производная может изменять знак, потому что в первой она равна нулю, а во второй не существует.
3) Определяем промежутки знакопостоянства производной и, соответственно, промежутки возрастания/убывания функции. Это удобно делать на чертеже участка числовой оси
Чтобы определить знаки производной выбираем удобные для вычислений значения аргумента \(x\) внутри промежутка и подставляем их в формулу для производной, полученную в пункте 1).\(y'(-10,5) = \dfrac{9(-10,5+10)}{-10,5+11} = -9 <0; \\ y'(-9) = \dfrac{9(-9+10)}{-9+11} = \dfrac{9}{2} = 4,5 >0 \\ y'(-12) = \dfrac{9(-12+10)}{-12+11} = \dfrac{-18}{-1} = 18 >0.\)
4) Делаем выводы: на заданном отрезке находится только точка минимума функции \(x = -10\), следовательно в ней и достигается наименьшее значение \(y(-10) = -83.\)
Замечание: Если всё-таки требуется оценить значения ln2 и ln11, нужно составить неравенства.Вспомним, что натуральный логарифм - это логарифм по основанию \(e = 2,718...\) и функция lnx является монотонно возрастающей, поэтому
\(\sqrt{e} <2< e\; \Rightarrow \; 0,5<\ln2 < 1 \Rightarrow \; -87,5+9\ln2 > -87,5+9\cdot0,5 > -83;\\ e^2<11< e^3 \; \Rightarrow \; 2<\ln11 <3 \Rightarrow \; 7-9\ln11 > 7-9\cdot3 > -83.\)
Найдите точку максимума функции \[y = (x + 8)^2\cdot e^{3-x}.\]
Ответ: – 6
1) \(y'=\left((x + 8)^2\cdot e^{3-x}\right)'=\left((x + 8)^2\right)'\cdot e^{3-x}+(x + 8)^2\cdot\left( e^{3-x}\right)' = \\ = 2(x+8)\cdot e^{3-x} +(x + 8)^2\cdot e^{3-x}\cdot(3-x)' = 2(x+8)\cdot e^{3-x} - (x + 8)^2\cdot e^{3-x} = \\= e^{3-x}\cdot(x+8)\cdot(2-x-8)=-e^{3-x}\cdot(x+8)\cdot(x+6);\)
2) \(-e^{3-x}\cdot(x+8)\cdot(x+6) = 0 \;\;\Leftrightarrow \;\;(x+8)(x+6)= 0 \;\; \Rightarrow\;\; x_1 = -8,\;x_2 = -6; \)
3)
4) \(x_{max} = -6.\)
Найдите точку минимума функции \[y = -\frac{x}{x^2 + 256}.\]
Ответ: 16
1) \(y'=\left(-\dfrac{x}{x^2+256}\right)'=-\dfrac{x'\cdot(x^2+256)-x\cdot(x^2+256)'}{(x^2+256)^2} =\\ = -\dfrac{1\cdot(x^2+256)-x\cdot(2x+0)}{(x^2+256)^2} = -\dfrac{x^2+256-2x^2}{(x^2+256)^2}=\dfrac{x^2-256}{(x^2+256)^2}; \)
2) \(\dfrac{x^2-256)}{(x^2+256)^2} = 0 \;\;\Leftrightarrow \;\;x^2-256 = 0 \;\; \Rightarrow\;\; x_{1,2} = \pm16; \)
3)
4) \(x_{min} = 16.\)
Чтобы получить наиболее высокие баллы, нужно продолжить подготовку и перейти к задачам ЕГЭ по математике с развёрнутым ответом.
Переход на главную страницу сайта.