Логотип Математички

ЕГЭ. Математика. Профильный уровень.

Решения заданий I части Демоверсии 2026.

Перейти к заданию №

персонаж

На официальном сайте ФИПИ опубликованы документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2026 года. В частности, представлен Демонстрационный вариант ЕГЭ 2026 по математике. (Проект)

Здесь вы можете ознакомиться с первой частью варианта и поработать над заданиями профильного уровня с кратким ответом. Вторая часть варианта – задания профильного уровня с развёрнутым ответом – представлена в разделе Профильный уровень. Задачи с развёрнутым ответом.

В демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторые позиции экзаменационной работы. В реальных вариантах экзаменационной работы на каждую позицию будет предложено только одно задание.

Чтобы ознакомиться с содержанием экзамена базового уровня, перейдите на страницу с интерактивной Демоверсией базового уровня.

Сдадим ЕГЭ по математике? Легко!

Нужны такие материалы в сети? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.

Задание 1

Четырёхугольник ABCD вписан в окружность. Угол ABC равен 103°, угол CAD равен 42°. Найдите угол ABD. Ответ дайте в градусах.

Ответ: 61

Четырёхугольник Искомый и заданные углы являются вписанными углами и измеряются половинами градусной меры дуг окружности, на которые они опираются.
Угол АBC опирается на дугу ADC, угол CAD опирается на дугу СD. Искомый угол ABD опирается на дугу AD. Как видно из чертежа, дуга AD равна разности дуг ADС и CD, следовательно \(\angle ABD = \angle ABC - \angle CAD = 103^{\circ} - 42^{\circ} = 61^{\circ}.\)

Площадь параллелограмма ABCD равна 24. Точка E — середина стороны AD. Найдите площадь трапеции BCDE.

Ответ: 18

Способ I.

параллелограмм Проведём диагональ параллелограмма BD. Площадь треугольника ABD равна половине площади параллелограмма. В свою очередь, площадь треугольника ABE равна половине площади треугольника ABD, т.к. отрезок BE является медианой в этом треугольнике. Таким образом, на треугольник ABE приходится четверть площади параллелограмма, а на трапецию BCDE, соответственно, три четверти. \[24\cdot \frac{3}{4} = 18.\]

Способ II.

параллелограмм Построим высоту параллелограмма HE, которая одновременно является высотой трапеции BCDE. Вычислим площадь трапеции по формулам \[\frac{ED + BC}{2}\cdot HE = \frac{ED\cdot HE + BC\cdot HE}{2} = \\ = \frac{0,5AD\cdot HE + BC\cdot HE}{2} = \frac{0,5S_{ABCD} + S_{ABCD}}{2} = \frac{0,5\cdot24 + 24}{2} =\frac{12 + 24}{2} = 18.\]

Острый угол B прямоугольного треугольника ABC равен 65°. Найдите величину угла между высотой CH и медианой CM, проведёнными из вершины прямого угла C. Ответ дайте в градусах.

Ответ: 40

треугольник

В прямоугольном треугольнике медиана, проведённая из вершины прямого угла равна половине гипотенузы. Т.o. треугольник MCB равнобедренный (MC = МВ) и ∠MCB = ∠B = 65°
Искомый угол МСH находится в прямоугольном треугольнике СHM. Второй острый угол этого треугольника является углом при вершине равнобедренного треугольника МСВ: ∠СМВ = 180° − 2×65° = 50° Следовательно ∠MCH = 90° − 50° = 40°.

Основания трапеции равны 4 и 10. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из её диагоналей.

Ответ: 5

трапеция Средняя линия трапеции параллельна её основаниям, следовательно по теореме Фалеса ВЕ = ED, поэтому отрезки МЕ и EN являются средними линиями треугольников ABD и BDC, соответственно. Отсюда получаем, что больший из них равен половине большего основания трапеции \(ME = AD:2 = 10:2 = 5.\)

Задание 2

На координатной плоскости изображены векторы \(\overline{a}\) и \(\overline{b}\). Найдите скалярное произведение \(\overline{a} \cdot \overline{b}\).

Ответ: 12

компоненты вектора

Определяем по рисунку компоненты векторов:
ax = 5 − 1 = 4; ay = 8 − 2 = 6;
bx = 11 − 5 = 6; by = 3 − 5 = −2.
Скалярное произведение по определению:
\(\overline{a} \cdot \overline{b}\) = ax·bx + ay·by = 4·6 + 6·(−2) = 24 − 12 = 12.

Даны векторы \(\overline{a}(2;0)\) и \(\overline{b}(1;4)\). Найдите длину вектора \(\overline{a} + 3\overline{b}\).

Ответ: 13

Введём обозначение для результирующего вектора.
Пусть \(\overline{s} = \overline{a} + 3\overline{b}\), тогда
sx = ax + 3bx = 2 + 3×1 = 5;
sy = ay + 3by = 0 + 3×4 = 12;
\(|\overline{s}| = \sqrt{(s_x^2 + s_y^2)} = \sqrt{(5^2+12^2)} = \sqrt{25+144} = \sqrt{169} = 13.\)

Даны векторы \(\overline{a}(5;4)\) и \(\overline{b}(8;-9)\). Найдите скалярное произведение \(\overline{a} \cdot \overline{b}\).

Ответ: 4

По определению скалярного произведения
\(\overline{a} \cdot \overline{b} = a_x\cdot b_x +a_y\cdot b_y = 5\cdot8 +4\cdot(-9) = 40-36=4\).

Задание 3

Одна цилиндрическая кружка вдвое выше второй, зато вторая в полтора раза шире. Найдите отношение объёма второй кружки к объёму первой.

Ответ: 1,125

цилиндры Объём цилиндра можно найти по формуле \(V = \pi r^2 h\), где r - радиус цилиндра, а h - его высота.
Для решения задачи можно ввести переменные, обозначающие эти размеры кружек и решить задачу в общем виде, а можно просто выдумать их значения с учётом заданных соотношений. Поскольку в ответ требуется внести не абсолютные величины объёмов, а их отношение, то весь произвол нашей выдумки исчезнет в процессе сокращения дроби.
Пусть радиус первой кружки равен 10, а её высота 50, тогда радиус второй кружки равен 1,5×10 = 15, а её высота 50:2 = 25. Вычислим отношение объёмов: \[ \frac{\pi r_2^2\cdot h_2}{\pi r_1^2\cdot h_1} = \frac{\pi\cdot15^2\cdot25}{\pi\cdot10^2\cdot50} = \frac{225\cdot25}{100\cdot50} = 1,125.\]

Найдите объём многогранника, вершинами которого являются вершины A, B, C, D, A1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1 B1 C1 D1, у которого AB = 3, AD = 9, AA1 = 4.

Ответ: 36

пирамида Указанный многогранник – пирамида. Объём пирамиды вычисляется по формуле \(V = \dfrac{1}{3}Sh\), где S - площадь основания ABCD. \(S = 3\times9 = 27\). h – высота, совпадающая с ребром \(AA1 = 4\).
\(V = \dfrac{1}{3}Sh = \dfrac{27\cdot 4}{3} = 36\).

В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает \(\dfrac{1}{3}\) высоты. Объём жидкости равен 4 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд?

Ответ: 104

круговой конус

Вспомним, что жидкость всегда принимает форму сосуда, в который она налита. Следовательно, "конус жидкости" полностью подобен "конусу сосуда" и можно воспользоваться правилами подобия: если линейные размеры подобных фигур относятся с коэффициентом \(k\), то их объёмы относятся с коэффициентом \(k^3\).

\[k = \frac{1}{3}; \;\; k^3 = \frac{1}{27}\] Следовательно, жидкость занимает только 27-ю часть сосуда, весь объём которго равен \(4\times27=108 (мл),\) и долить до полного заполнения нужно ещё \(108 - 4 = 104 (мл).\)

Около конуса описана сфера (сфера содержит окружность основания конуса и его вершину). Центр сферы находится в центре основания конуса. Образующая конуса равна \(9\sqrt{2}\). Найдите радиус сферы.

Ответ: 9

круговой конус в сфере

Прямой круговой конус является телом вращения прямоугольного треугольника. В данном случае он вписан в сферу так, что оба его катета совпадают с радиусами сферы.
Катеты равнобедренного прямоугольного треугольника при известной длине гипотенузы можно найти по теореме Пифагора или по значениям тригонометрических функций угла 45°. \[ \frac{r}{l} = \sin{45^{\circ};\;\;\frac{r}{9\sqrt{2}}= \frac{\sqrt{2}}{2}}; \\\ 2\cdot r = 9\cdot\sqrt{2}^2; \;\; r = 9.\]

Задание 4

В группе туристов 50 человек. Их вертолётом доставляют в труднодоступный район, перевозя по 5 человек за рейс. Порядок, в котором вертолёт перевозит туристов, случаен. Найдите вероятность того, что турист В., входящий в состав группы, полетит первым рейсом вертолёта.

Ответ: 0,1

По определению вероятности \(P =\dfrac{m}{n},\) где \(n -\) общее число элементарных исходов, \(m -\) число исходов, благоприятствующих запрашиваемому событию.
Событие "турист В. полетит первым рейсом" является элементарным: один турист займёт одно из пяти доступных мест в вертолёте. Всего претендентов на эти места 50, поэтому \(n = 50; \; m = 5; \;\;P =\dfrac{5}{50} =0,1.\)

Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе окажется меньше 20 пассажиров, равна 0,94. Вероятность того, что окажется меньше 15 пассажиров, равна 0,56. Найдите вероятность того, что число пассажиров будет от 15 до 19 включительно.

Ответ: 0,38

Событие "в автобусе окажется меньше 20 пассажиров" реализуется в двух вариантах "в автобусе окажется меньше 15 пассажиров" ИЛИ "число пассажиров будет от 15 до 19". Т.е. первое событие яваляется суммой двух других, а поскольку они несовместимы, то можно перейти к сумме вероятностей, обозначив неизвестную вероятность переменной \(x.\) \[0,94 = 0,56 + x;\;\;x = 0,94-0,56=0,38.\]

На конференцию приехали учёные из трёх стран: 3 из Дании, 4 из Венгрии и 3 из Болгарии. Каждый из них делает на конференции один доклад. Порядок докладов определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что седьмым окажется доклад учёного из Болгарии.

Ответ: 0,3

На седьмое место могут попасть все 3+4+3=10 докладчиков. Из них 3 из Болгарии. Аналогично первому примеру:
\(n = 10; \; m = 3; \;\;P =\dfrac{3}{10} =0,3.\)

Задание 5

Помещение освещается тремя лампами. Вероятность перегорания каждой лампы в течение года равна 0,7. Лампы перегорают независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит?

Ответ: 0,657

Решение.

Событие A = "хотя бы одна лампа не перегорит" противоположно событию "перегорят все три лампы". Вероятность последнего легко вычислить по теореме умножения вероятностей. \[P\left(\overline{A}\right) = 0,7\cdot0,7\cdot0,7 = 0,343;\\ P\left(A\right) = 1-0,343 = 0,657.\]

В коробке 5 синих, 9 красных и 11 зелёных фломастеров. Случайным образом выбирают два фломастера. Найдите вероятность того, что окажутся выбраны один синий и один красный фломастеры.

Ответ: 0,15

Решение. Способ I.

Напомню, что правила умножения и сложения вероятностей ещё называют И/ИЛИ-правилами. Опишем событие с помощью этих союэов.
Всего в коробке 5+9+11=25 карандашей. Выбирают два из них неважно одновременно или последовательно, предположим последовательно.
Событие A = "Выбрали из 25 карандашей один синий И из оставшихся 24 карандашей один красный ИЛИ Выбрали из 25 карандашей один красный И из оставшихся 24 карандашей один синий". Тогда \[P = \frac{5}{25}\cdot\frac{9}{24} + \frac{9}{25}\cdot\frac{5}{24} = \frac{2\cdot5\cdot9}{25\cdot24} = \frac{90}{600} = 0,15.\]

Решение. Способ II.

Выше классическое определение вероятности \(P =\dfrac{m}{n},\) где \(n -\) общее число исходов, \(m -\) число исходов, благоприятствующих запрашиваемому событию, использовалось для вычисления вероятности выбора одного карандаша на каждом шаге. Если подсчитать число возможных исходов при одномоментном выборе пары карандашей, то можно решить всю задачу по определению вероятности. Для этого нужно воспользоваться знаниями из раздела комбинаторика.
Общее число исходов определяем как число сочетаний из 25 карандашей по 2 \(n = С_{25}^{2} = \dfrac{25!}{2!\cdot(25-2)!} =\dfrac{24\cdot 25}{1\cdot2}=300.\)
Число благоприятствующих исходов определяем как произведение числа синих карандашей на число красных \(m=5\cdot 9 = 45.\) (Каждому из 5-ти синих карандашей можно подобрать в пару один из 9-ти красных.) Следовательно \(P =\dfrac{m}{n}=\dfrac{45}{300} = 0,15.\)

При выпечке хлеба производится контрольное взвешивание свежей буханки. Известно, что вероятность того, что её масса окажется меньше 810 г, равна 0,95. Вероятность того, что масса буханки окажется больше 790 г, равна 0,84. Найдите вероятность того, что масса буханки окажется больше 790 г, но меньше 810 г.

Ответ: 0,79

Масса буханки окажется больше 790 г в двух случаях, если она будет больше 790 г, но меньше 810 г ИЛИ больше 810 г. Т.о. будем иметь дело с суммой событий.
Введём обозначения:
  • Событие A = "масса буханки окажется больше 790 г", P(A) = 0,84.
  • Событие B = "её масса окажется меньше 810 г", P(B) = 0,95.
  • \(\overline{B}\) – событие противоположное B, т.е. "масса буханки окажется больше 810 г". Вероятность противоположного события 1 − Р(B).
  • Событие C = "масса буханки окажется больше 790 г, но меньше 810 г", P(С) = \(x\).
  • Тогда \(A = C + \overline{B}\). Так как события C и \(\overline{B}\) несовместимы, можем перейти от суммы событий к сумме вероятностей. \[P(A) = P(C) + Р(\overline{B}) = P(C) + 1 - Р(B) \\\ 0,84 = x + 1-0,95; \;\; 0,84 -1 +0,95 = x; \;\; x = 0,79.\]

    В торговом центре два одинаковых автомата продают кофе. Вероятность того, что к концу дня в первом автомате закончится кофе, равна 0,2. Вероятность того, что кофе закончится во втором автомате, такая же. Вероятность того, что кофе закончится в двух автоматах, равна 0,18. Найдите вероятность того, что к концу дня кофе останется в двух автоматах.

    Ответ: 0,78

    События A = "кофе закончится в первом автомате" и B = "кофе закончится во втором автомате" не являются несовместимыми, так как кофе может закончиться в обоих автоматах, и не являются независимыми, так как, если в одном из них кофе закончится, то во второй автомат покупатели будут обращаться чаще, и кофе в нём закончится скорее.
    По условию задачи P(A) = P(B) = 0,2; P(AB) = 0,18
    Событие "кофе останется в двух автоматах" противоположно событию "кофе закончится хотя бы в одном из автоматов ИЛИ в первом, ИЛИ во втором, ИЛИ в обоих". Найдем вероятность этого (противоположного) события по правилу сложения вероятностей для совместимых событий.
    P(A + B) = P(A) + P(B) − P(A·B) = 0,2 + 0,2 − 0,18 = 0,22
    Тогда искомая вероятность равна 1 − 0,22 = 0,78.

    Другой способ решения этой задачи можно посмотреть здесь.

    Задание 6

    Найдите корень уравнения \(\left(\dfrac{1}{3}\right)^{3-x} = 81\).

    Ответ: 7

    \[\left(\frac{1}{3}\right)^{3-x} = 81; \\\ \frac{1}{3^{3-x}} =3^4 \\\ 3^{x-3} = 3^4;\;\; x-3 = 4;\;\; x = 7.\]

    Найдите корень уравнения √44 − 5x ______ = 3.

    Ответ: 7

    \[ОДЗ: 44-5x \ge 0. \\44 - 5x = 9; \;\; -5x = -35; \;\; x = 7.\]

    Найдите корень уравнения log8(5x + 47) = 3.

    Ответ: 93

    По определению логарифма \( 8^3 = 5x+47.\)
    \(5x+47 = 512;\;\;5x=465;\;\;x=93.\)

    Решите уравнение √2x + 3______ = x.
    Если корней окажется несколько, то в ответ запишите наименьший из них.

    Ответ: 3

    \[ОДЗ: \begin{cases} 2x+3 \ge 0; \\ x \ge 0. \end{cases} \\2x+3 = x^2; \;\; x^2 - 2x -3 =0.\] По теореме Виета \(x_1\cdot x_2 = -3;\;\; x_1+x_2 = 2,\) подходят значения \(x_1 = -1;\;\; x_2 = 3.\)
    \(x_1 < 0\) не удовлетворяет ОДЗ, следовательно уравнение имеет один корень \(x = 3.\)

    Задание 7

    Найдите значение выражения \(3\sin{\dfrac{13\pi}{12}}\cdot\cos{\dfrac{13\pi}{12}}\).

    Ответ: 0,75

    \(\dfrac{13\pi}{12} = \pi + \dfrac{\pi}{12}\)
    По формулам приведения \(\sin{(\pi + \alpha)} = -\sin(\alpha);\;\;\cos{(\pi + \alpha)} = -\cos(\alpha)\)
    \[3\sin{\frac{13\pi}{12}}\cdot\cos{\frac{13\pi}{12}} = 3\sin{\frac{\pi}{12}}\cdot\cos{\frac{\pi}{12}} = \\ = \frac{3\cdot2sin{\frac{2\pi}{12}}}{2} = \frac{3}{2}\sin{\frac{\pi}{6}} = \frac{3}{2}\cdot\frac{1}{2} = 0,75 .\]

    Найдите значение выражения \(\dfrac{\log_{7}{32}}{\log_{7}{2}}\).

    Ответ: 5

    Вспомним свойства логарифмов, а именно формулу перехода к другому основанию \( \log_a{b} = \dfrac{\log_c{b}}{\log_c{a}}.\) При внимательном изучении выражения в условии задачи именно её и обнаруживаем \( \log_2{32} = \dfrac{\log_7{32}}{\log_7{2}}.\)
    \(\log_2{32} = 5\).

    Найдите значение выражения \( 25^{2\sqrt{8}+3}\cdot5^{-3-4\sqrt{8}} \).

    Ответ: 125

    \[25^{2\sqrt{8}+3}\cdot5^{-3-4\sqrt{8}} =(5^2)^{2\sqrt{8}+3}\cdot5^{-3-4\sqrt{8}} =5^{2(2\sqrt{8}+3)}\cdot5^{-3-4\sqrt{8}} =\\ 5^{4\sqrt{8}+6+(-3-4\sqrt{8})} =5^{4\sqrt{8}+6-3-4\sqrt{8}} = 5^3 = 125.\]

    Задание 8

    На рисунке изображён график \(y = f'( x )\) — производной функции \(f( x )\), определённой на интервале (−12;12). Найдите количество точек максимума функции \(f( x )\), принадлежащих отрезку [− 6;11].

    Ответ: 5

    график производной функции

    Выделяем требуемый отрезок и отмечаем в его пределах точки, в которых график производной функции пересекает ось Ox. В этих точках f'(x) = 0, следовательно функция имеет экстремумы. Функция имеет максимумы в тех из них, где знак производной меняется с положительного на отрицательный, т.е. участок возрастания функции сменяется участком убывания. Именно эти точки показаны на рисунке. Их пять.

    На рисунке изображён график y = f'(x) производной функции f(x). На оси абсцисс отмечено десять точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8, x9, x10. Сколько из этих точек принадлежит промежуткам возрастания функции f(x)?

    Ответ: 6

    график производной функции

    На промежутках возрастания функции её производная положительна. Так как на графике представлена именно производная функции, то нас интересуют промежутки, на которых она положительна. Выделяем эти промежутки и отмечаем принадлежащие им точки на рисунке. Нашлось шесть.

    На рисунке изображёны график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

    Ответ: −1,6

    график функции с касательной Чтобы не ошибиться со знаком производной, нужно сначала обратить внимание, на каком участке находится точка х0. Здесь точка расположена на участке возрастания функции, следовательно ответ будет со знаком "плюс".
    Для получения абсолютной величины числа нужно построить на клеточках прямоугольный треугольник так, чтобы его гипотенуза располагалась на касательной, а вершины строго в узлах клеток. Отношение длины катета, параллельного оси Oy к длине катета, параллельного оси , даёт значение тангенса нужного угла.

    AC___BC = 8_5.

    \[f'(x_0) = \frac{8}{5} = 1,6.\]

    Задание 9

    Мотоциклист, движущийся по городу со скоростью \(v_0 = 90 \text{км/ч}\), выезжает из него и сразу после выезда начинает разгоняться с постоянным ускорением \(a = 16 \text{км/ч}^2\). Расстояние (в км) от мотоциклиста до города вычисляется по формуле \(S = v_0 t + \dfrac{at^2}{2}\), где t — время в часах, прошедшее после выезда из города. Определите время, прошедшее после выезда мотоциклиста из города, если известно, что за это время он удалился от города на 72 км. Ответ дайте в минутах.

    Ответ: 45

    Обратите внимание, что единицы измерения времени (час) и расстояния (км) формуле и числовых данных согласованы, но ответ нужно дать в минутах. Это означает, что числа можно подставлять в формулу как есть, а ответ нужно будет преобразовать.

    Подставляем известные числовые значения в формулу \[S = v_0 t + \frac{at^2}{2} \\ 72 = 90\cdot t + \frac{16\cdot t^2}{2}\] Получилось квадратное уравнение относительно переменной t.
    Преобразуем его к стандартному виду и решаем \[8t^2 + 90t - 72 =0; \\ 4t^2 + 45t - 36 =0; \\ D = 45^2 +4\cdot4\cdot36 = 2025 + 576 =2601; \sqrt{2601} = 51; \\ t_1 = \frac{-45 + 51}{2\cdot4} = \frac{6}{8} = \frac{3}{4}; \;\; t_2 = \frac{-45 - 51}{2\cdot4} = -\frac{96}{8} = -12.\] По смыслу подходит корень \(t_1 = \dfrac{3}{4}\text{ (час)} = \dfrac{3}{4}\cdot60 = 45\text{ (минут)}\).

    Перед отправкой тепловоз издал гудок с частотой \(f_0 = 295\) Гц. Чуть позже гудок издал подъезжающий к платформе такой же тепловоз. Из-за эффекта Доплера частота второго гудка \(f\) (в Гц) больше первого: она зависит от скорости тепловоза \(v\) (в м/с) и изменяется по закону \[f(v) = \frac{f_0}{1-\dfrac{v}{c}} \text{(Гц),} \] где c — скорость звука (в м/с). Человек, стоящий на платформе, различает сигналы по тону, если они отличаются не менее чем на 5 Гц. Определите, с какой минимальной скоростью приближался к платформе тепловоз, если человек смог различить сигналы, а c = 300 м/с. Ответ дайте в м/с.

    Ответ: 5

    Первым делом убеждаемся в том, что размерности всех величин в формуле, в условии задачи и в вопросе заданы в единой системе единиц. (Вычисления для перехода от километров к метрам или от секунд к часам здесь не потребуются.)

    Анализируя условие задачи, вычисляем частоту второго гудка \(f = 295 + 5 = 300\;(Гц).\)
    (Частота второго гудка больше. Человек смог различить сигналы, значит больше минимум на 5 Гц.)

    Подставляем в формулу числовые значения \[300 = \frac{295}{1-\dfrac{v}{300}}\;\text{(Гц).}\] Решаем получившееся уравнение относительно неизвестной \(v\). \[300\cdot\left(1-\dfrac{v}{300}\right) = 295;\\ 300-v = 295; \;\; v=5(м/с).\]

    Автомобиль разгоняется на прямолинейном участке шоссе с постоянным ускорением a (в км/ч2 ). Скорость v (в км/ч) вычисляется по формуле v = \(\sqrt{2la}\), где \(l\) — пройденный автомобилем путь (в км). Найдите ускорение, с которым должен двигаться автомобиль, чтобы, проехав 0,5 км, развить скорость 70 км/ч. Ответ дайте в км/ч2.

    Ответ: 4900

    Проверяем размерности переменных в формуле и числовых данных в условии задачи. Они согласованы, подставляем числа в формулу.

    v = \(\sqrt{2la}\);
    \(70 = \sqrt{2\cdot0,5\cdot a}\)
    Решаем получившееся уравнение относительно неизвестной \(a\).

    \(70^2 = 2\cdot0,5\cdot a;\;\; 4900 = 1\cdot a;\;\; a = 4900.\)

    Задание 10

    От пристани A к пристани B, расстояние между которыми равно 323 км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 2 часа после этого следом за ним со скоростью на 2 км/ч больше отправился второй. Найдите скорость второго теплохода, если в пункт B он прибыл одновременно с первым. Ответ дайте в км/ч.

    Ответ: 19

    Анализ данныx в задачах на движение облегчает структурирование их по типу таблицы.
    Пусть скорость первого теплохода – x км/час. С учётом этого имеем:

     S, кмv, км/чtдвижения, чtзадержки, ч
    Первый теплоход323x\(\dfrac{323}{x}\)0
    Второй теплоход323x+2\(\dfrac{323}{x+2}\)0+2

    В пункт назначения теплоходы прибыли одновременно, значит tдвижения первого = tдвижения второго + tзадержки второго.

    Составляем и решаем уравнение \[\frac{323}{x} = \frac{323}{x+2} + 2; \\ 323(x+2) = 323x + 2x(x+2); \\ 323x + 646 = 323x + 2x^2 + 4x; \\ 2x^2 + 4x - 646 = 0; \\ x^2 + 2x - 323 = 0; \\ D = 2^2 + 4\cdot323 = 324\cdot4; \;\; \sqrt{D} = \sqrt{324\cdot4} = 18\cdot2 = 36; \\ x_1 = \frac{-2 + 36}{2} = 17; \;\;x_2 = \frac{-2 - 36}{2} = -19.\] Имеет смысл \(x = 17\), значит скорость второго теплохода \(x + 2 = 17 + 2 = 19\).

    Смешав 45%-ный и 97%-ный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 62%-ный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50%-ного раствора той же кислоты, то получили бы 72%-ный раствор кислоты. Сколько килограммов 45%-ного раствора использовали для получения смеси?

    Ответ: 15

    Пусть масса первого раствора \(x\;кг,\) второго – \(у\;кг.\) При смешивании растворов количество кислоты в смесях сохраняется. Вычисляем количество кислоты в растворах до и после смешивания, получившиеся "законы сохранения" для обоих случаев объединяем в систему уравнений. \[\begin{cases} 0,45x+0,97y = 0,62(x+y+10);\\ 0,45x+0,97y+0,50\cdot10 = 0,72(x+y+10). \end{cases}\] Систему решаем методом сложения уравнений. В данном случае вычтем из нижнего верхнее. \[\begin{cases} 0,45x+0,97y = 0,62(x+y+10),\\ 5 = 0,1x+0,1y+1; \end{cases} \\ \begin{cases} 0,45x+0,97y = 0,62(x+y+10),\\ x+y = 40;\end{cases} \\ \begin{cases} 0,45x+0,97(40-x) = 0,62(x+40-x+10),\\ y = 40 -x; \end{cases} \\ \begin{cases} -0,52x = -7,8,\\ y = 40 -x; \end{cases} \\ x = -7,8/(-0,52) = 15. \]

    Первая труба пропускает на 5 литров воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объёмом 104 литра она заполняет на 5 минут дольше, чем вторая труба?

    Ответ: 8

    Пусть первая труба пропускает \(x\) литров воды в минуту, а вторая – \(x+5\) литров. Тогда первая труба заполнит резервуар за \(\dfrac{104}{x}\) минут, а вторая за \(\dfrac{104}{x+5}\) минут. По условию разница во времени составляет 5 минут. Составляем и решаем уравнение: \[\frac{104}{x}-\frac{104}{x+5} =5; \\ 104\cdot(x+5) - 104\cdot x = 5\cdot x\cdot(x+5); \\ 104(x+5-x) = 5(x^2+ 5x); \;\; 104 = x^2+ 5x \\ x^2+ 5x - 104 = 0.\] Получившееся квадратное уравнение можно решить через дискриминант или по теореме Виета, так как оно является приведенным.
    По теореме Виета −104 = −13×8; −(−13+8) = 5. Так как отрицательный ответ в этой задаче не имеет смысла, то \(x = 8\).

    Задание 11

    На рисунке изображён график функции вида \(f(x)=\dfrac{k}{x}\). Найдите значение \(f(30)\).

    Ответ: 0,1

    Решение.

    решение задания ЕГЭ на коэффициенты гиперболы

    Чтобы найти один неизвестный коэффициент в формуле, достаточно подставить в неё координаты одной точки. Точку следует искать на пересечении графика с узлами сетки. Это обеспечивает точность определения координат и упрощает вычисления, т.к. считаны будут целые числа.
    Поскольку экзамен не проверяет "глазомер", а математика любит точность, на графиках в условии задачи уже могут быть отмечены некоторые точки, попадание которых в узел сетки гарантируют разработчики задания. В частности, здесь отмечена точка A{3;1}. \[y=f(x)=\frac{k}{x} \Rightarrow 1 =\frac{k}{3};\; k = 3.\] На этом рисунке также хорошо видна точка В{1;3}. Её можно, а в более сложных случаях нужно, использовать для проверки. \[y=f(x)=\frac{k}{x} \Rightarrow 3 =\frac{k}{1};\; k = 3.\] Таким образом, восстановлена формула \(f(x)=\dfrac{3}{x}\), в которую можно подставлять значения \(x\) и определять соответствующий \(y\) для любой точки. \[f(x)=\frac{3}{x} \Rightarrow f(30) = \frac{3}{30} = 0,1.\]

    На рисунке изображёны графики функций видов \(f(x)= ax^2 + bx + c\) и \(g(x)= kx,\) пересекающиеся в точках A и B. Найдите абсциссу точки B.

    Ответ: 5

    Решение.

    решение задания ЕГЭ на коэффициенты параболы

    Восстановим точные значения неизвестных коэффициентов в формулах обеих функций.
    Формула первой функции – квадратный трёхчлен, график функции – парабола. Три неизвестных коэффициента квадратного трёхчлена можно найти путём решения системы трёх линейных уравнений. Чтобы составить такую систему уравнений, достаточно определить координаты трёх точек параболы и поочерёдно подставить их в формулу функции.
    Только необходимо выбирать точки "удобные" для решения задания в условиях ЕГЭ. Точки "удобны", если их координаты хорошо считываются, например, находятся в узлах сетки, или мы о них что-то знаем из теории. Для параболы очень удобными теоретическими точками являются вершина и точки пересечения с осями координат.

    В нашем случае хорошо видны две точки пересечения с осью абсцисс, т.е. корни уравнения, следовательно квадратный трёхчлен можно представить в виде разложения на множители \[ ax^2 + bx + c = a(x-x_1)(x-x_2) = a(x-0)(x-2) = ax^2-2ax.\] Таким образом, осталось определить лишь один коэффициент \(a\), который отвечает за сжатие/растяжение параболы вдоль оси \(Oy\) относительно графика функции \(y=x^2\). Это сделать легко, если вершина параболы имеет целые координаты (проходит через узел сетки на рисунке). Отступаем на одну клетку вправо от вершины и определяем расстояние до графика вдоль оси ординат. Это и есть искомый коэффициент \(a = y(x_в + 1) - y_в.\) По рисунку видно, что здесь \(a = 1\).

    Итак, график параболы здесь задан формулой \(f(x) = x^2-2x\). Однако в наших рассуждениях мы использовали две точки, которые были отмечены разработчиками, а третью - положение вершины на целых координатах - оценили "на глаз". Поэтому сделаем проверку ещё по одной точке {3;3}, отмеченной разработчиками на параболе. \[f(x)=x^2-2x \Rightarrow 3 = 3^2 - 2\cdot3;\; 3=9-6;\;3\equiv3.\]

    График второй функции – прямая. В общем случае прямая определяется двумя точками и, соответственно, уравнение содержит два коэффициента. Здесь ситуация проще: так как прямая проходит через начало координат, то нужно определить только угловой коэффициент \(k\). Чтобы определить этот коэффициент, отступаем на одну клетку вправо от точки пересечения прямой с осью абсцисс и определяем расстояние до графика вдоль оси ординат \(k = \dfrac{y(1)}{1} = 3\). При этом ещё и попали в отмеченную точку, поэтому точное уравнение прямой здесь \(g(x) = 3x\).

    Теперь нужно найти точки пересечения графиков функций \(f(x) = x^2-2x\) и \(g(x) = 3x\). Для этого решим систему уравнений \[\begin{cases} y = x^2-2x;\\ y = 3x; \end{cases}\] Поскольку требуется определить абсциссу точки B, т.е. \(x_B\), то применяем метод подстановки: \[3x = x^2-2x; \;\; x^2-5x = 0;\;\; x_1 = 0; x_2 = 5.\] Абсциссу 0 имеет точка A, которая видна на рисунке, следовательно абсцисса точки В равна 5.

    На рисунке изображён график функции вида \(f( x ) = a^x\). Найдите значение \(f(5)\).

    Ответ: 32

    Решение.

    решение задания ЕГЭ на график показательной функции

    В этом примере, как и в первом, нужно определить только один параметр в формуле. Обратите внимание, что авторы задания отметили две точки, но одна из них окажется бесполезной и не позволит определить параметр \(a\), потому что любое число в степени 0 есть 1. Используем точку с координатами {1;2}. \[f(x)=a^x \Rightarrow 2 = a^1;\; a = 2.\] Чтобы убедиться, что это действительно функция \(f(x)=2^x\), можно проверить ординаты точек с абсциссами 2 и 3.
    \[f(x)=2^x \Rightarrow f(5) = 2^5 = 32.\]

    Задание 12

    Найдите точку максимума функции \(y = 9\ln{(x - 4)} - 9x -7\).

    Ответ: 5

    Область определения логарифма ограничена \(x-4\gt 0\), поэтому все дальнейшие действия выполняем в пределах диапазона \(x \in (4;+\infty)\).

    1) Вычисляем производную функции \(y' = 9\dfrac{1}{x-4} -9 = \dfrac{45-9x}{x-4};\)

    2) Определяем критические точки \(\dfrac{45-9x}{x-4} = 0\; \Leftrightarrow \; \begin{cases} 45-9x=0,\\x-4\ne0 \end{cases};\)
    \(x_1 = 5, \; x_2 = 4\) – критичеcкие точки, в которых производная может изменять знак, потому что в первой она равна нулю, а во второй не существует.

    3) Определяем промежутки знакопостоянства производной и, соответственно, промежутки возрастания/убывания функции. Это удобно делать на чертеже участка числовой оси

    Чтобы определить знаки производной выбираем удобные для вычислений значения аргумента \(x\) внутри промежутка и подставляем их в формулу для производной, полученную в пункте 1).
    \(y'(4,5) = \dfrac{45 - 9\cdot4,5}{4,5-4} = 9 >0; \\ y'(6) = \dfrac{45 - 9\cdot6}{6-4} = - 4,5 <0.\)

    4) Делаем выводы: функция возрастает при \(x<5\) и убывает при \(x>5\). Точка, в которой участок возрастания сменяется участком убывания и является точкой максимума функции. Итак, \(x = 5\).

    Найдите точку максимума функции \[y = (x + 8)^2\cdot e^{3-x}.\]

    Ответ: – 6

    1) \(y'=\left((x + 8)^2\cdot e^{3-x}\right)'=\left((x + 8)^2\right)'\cdot e^{3-x}+(x + 8)^2\cdot\left( e^{3-x}\right)' = \\ = 2(x+8)\cdot e^{3-x} +(x + 8)^2\cdot e^{3-x}\cdot(3-x)' = 2(x+8)\cdot e^{3-x} - (x + 8)^2\cdot e^{3-x} = \\= e^{3-x}\cdot(x+8)\cdot(2-x-8)=-e^{3-x}\cdot(x+8)\cdot(x+6);\)

    2) \(-e^{3-x}\cdot(x+8)\cdot(x+6) = 0 \;\;\Leftrightarrow \;\;(x+8)(x+6)= 0 \;\; \Rightarrow\;\; x_1 = -8,\;x_2 = -6; \)

    3)

    4) \(x_{max} = -6.\)

    Найдите точку минимума функции \[y = -\frac{x}{x^2 + 256}.\]

    Ответ: 16

    1) \(y'=\left(-\dfrac{x}{x^2+256}\right)'=-\dfrac{x'\cdot(x^2+256)-x\cdot(x^2+256)'}{(x^2+256)^2} =\\ = -\dfrac{1\cdot(x^2+256)-x\cdot(2x+0)}{(x^2+256)^2} = -\dfrac{x^2+256-2x^2}{(x^2+256)^2}=\dfrac{x^2-256}{(x^2+256)^2}; \)

    2) \(\dfrac{x^2-256)}{(x^2+256)^2} = 0 \;\;\Leftrightarrow \;\;x^2-256 = 0 \;\; \Rightarrow\;\; x_{1,2} = \pm16; \)

    3)

    4) \(x_{min} = 16.\)

    Найдите точку максимума функции \(y = x^3+27x^2+11\).

    Ответ: – 18

    1) \(y' = 3x^2+54x\)

    2) \(3x^2+54x = 0; \;\; 3x(x + 18) = 0; x_1 = 0; x_2 = -18\)

    3) Определяем знак производной на одном из участков, например, при \(x = 1\) \[y' = 3x^2+54x; \\ y'(1) = 3\cdot1^2+54\cdot1 = 57 >0.\] Поскольку функция задана многочленом, на других участках знаки будут чередоваться.

    4) По рисунку делаем вывод: точкой максимума функции является \(x = -18\).

    Чтобы получить наиболее высокие баллы, нужно продолжить подготовку и перейти к задачам ЕГЭ по математике с развёрнутым ответом.

       Переход  на главную страницу сайта.

    Удачи!
    А если ты заметил ошибку, неточность или опечатку, пожалуйста, сообщи об этом на
      mathematichka@yandex.ru