На сайте ФИПИ опубликован проект Демонстрационного варианта ЕГЭ по МАТЕМАТИКЕ для участников, не планирующих поступать в вузы в 2025 году, так называемый вариант базового уровня. Вариант содержит справочные материалы.
Чтобы ознакомиться с отдельными заданиями Демонстрационного варианта ЕГЭ 2025 по математике базового уровня в интерактивной форме пользуйтесь следующей таблицей ссылок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Чтобы лучше подготовиться к сдаче экзамена сначала решите задание самостоятельно, проверьте ответ, затем посмотрите возможное решение. (Эта возможность пока в работе.)
Также рекомендую изучить прошлогоднюю версию демонстрационного варианта, так как по существу изменений КИМ нет, только замена образцов заданий. Таким образом, можно составить более полное представление о трудности экзамена.
Внимание: внешние ссылки, например, на банк заданий ФИПИ могут сбоить, если в течение года эти сайты будут корректироваться.
1a Шоколадка стоит 25 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за три шоколадки, покупатель получает четыре (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 130 рублей в воскресенье?
1б Стоимость проездного билета на месяц составляет 580 рублей, а стоимость билета на одну поездку 20 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 41 поездку. На сколько рублей больше она бы потратила, если бы покупала билеты на одну поездку?
1в Для покраски 1 кв. м потолка требуется 200 г краски. Краска продаётся в банках по 2 кг. Какой наименьшее количество банок краски нужно для покраски потолка площадью 64 кв. м?
2a Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
В ответе под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
2б Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
В ответе под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Фактически, задача на разумность. И, конечно, на знание единиц измерения. На мой взгляд, лучше всего повторить их по учебнику физики.
3а На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Нижнем Новгороде за каждый месяц 1994 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия.
Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру в Нижнем Новгороде в 1994 году. Ответ дайте в градусах Цельсия.
3б В нескольких эстафетах, которые проводились в школе, команды показали
следующие результаты:
Команда | I эстафета, баллы | II эстафета, баллы | III эстафета, баллы |
---|---|---|---|
«Непобедимые» | 2 | 1 | 1 |
«Прорыв» | 3 | 4 | 2 |
«Чемпионы» | 1 | 2 | 4 |
«Тайфун» | 4 | 3 | 3 |
3в На рисунке жирными точками показана цена палладия, установленная Центробанком РФ на все рабочие дни в октябре 2010 года. По горизонтали указаны числа месяца, по вертикали — цена палладия в рублях за грамм. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линиями.
Определите по рисунку наибольшую цену палладия в период с 14 по
25 октября включительно. Ответ дайте в рублях за грамм.
Задачи на анализ данных, представленных в различных формах — табличной и графической. Требуется анализировать таблицы и понимать графические формы представления данных — графики и диаграммы. Графики могут быть непрерывными и кусочно-непрерывными или даже точечными, гладкими или в виде ломаной ... Диаграммы — столбчатыми, линейчатыми, круговыми ...
Суть не в названиях, а в умении получать из рисунка нужную информацию. И в умении быть очень внимательными! В предыдущие годы большинство ошибок в этих заданиях было из-за невнимательности.
Задачи на графики и диаграммы можно посмотреть, например, здесь.
В этом задании также может встретиться вопрос на поиск нужной информации по данным, представленным в табличной форме. С таблицами будут и другие задачи, так что отнеситесь к ним повнимательнее.
4a Работа постоянного тока (в джоулях) вычисляется по формуле \(A=\dfrac{U^2t}{R},\) где U — напряжение (в вольтах), R — сопротивление (в омах), t — время (в секундах). Пользуясь этой формулой, найдите A (в джоулях), если t = 3 c, U = 10 В и R = 12 Ом.
4б Среднее геометрическое трёх чисел: a , b и c – вычисляется по формуле g = 3√abc___. Вычислите среднее геометрическое чисел 5, 25, 27.
Чтобы найти значение величины, задаваемой приведенной формулой, нужно проверить соответствие размерностей величин в условии и в вопросе задачи, затем аккуратно подставить заданные числа в формулу и вычислить результат.
Если размерность какой-либо величины в формуле не совпадает с размерностью в вопросе (например, указано, что в формуле время t в минутах, а в ответ нужно внести значение t в секундах), то прежде чем проводить вычисления, следует перейти к единицам измерения, указанным в вопросе задачи.
Более сложные случаи в базовых вариантах встречаются редко. Если требуется найти значение величины из правой части формулы, то также, проверив размерности, нужно аккуратно подставить заданные числа в формулу, привести подобные члены, если они есть, затем решить простое уравнение, в котором в качестве неизвестной величины будет искомая переменная.
5а Научная конференция проводится в 4 дня. Всего запланировано 60 докладов: первые два дня — по 12 докладов, остальные распределены поровну между третьим и четвёртым днями. На конференции планируется доклад профессора М. Порядок докладов определяется случайным образом. Какова вероятность того, что доклад профессора М. окажется запланированным на последний день конференции?
5б Фабрика выпускает сумки. В среднем из 125 сумок, поступивших в продажу, 5 сумок имеют скрытый дефект. Найдите вероятность того, что случайно выбранная сумка окажется без дефекта.
Задачи на классическое определение вероятности появились в ЕГЭ по математике в 2012 году. С тех пор в банке заданий их становится всё больше и они становятся всё разнообразнее. В этом разделе сайта "математичка" представлено много задач на эту тему с решениями. Решения изначально скрыты, чтобы вы могли проверить свои версии ответов.
6а Турист подбирает экскурсии. Сведения об экскурсиях представлены в таблице.
Номер экскурсии | Посещаемые объекты | Стоимость (руб.) |
1 | Загородный дворец, крепость | 250 |
2 | Крепость | 100 |
3 | Парк, музей живописи | 390 |
4 | Загородный дворец | 200 |
5 | Музей живописи | 150 |
6 | Загородный дворец, парк | 320 |
Пользуясь таблицей, подберите набор экскурсий так, чтобы турист посетил четыре объекта: крепость, загородный дворец, парк и музей живописи, а суммарная стоимость экскурсий не превышала 650 рублей.
В ответе запишите какой-нибудь один набор номеров экскурсий без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
6б В таблице приведены данные о шести чемоданах.
Номер чемодана | Длина (см) | Высота (см) | Ширина (см) | Масса (кг) |
1 | 65 | 40 | 25 | 19 |
2 | 84 | 72 | 49 | 24 |
3 | 92 | 80 | 36 | 23 |
4 | 75 | 60 | 45 | 25 |
5 | 83 | 65 | 48 | 22,5 |
6 | 95 | 75 | 42 | 30 |
6в Строительная фирма планирует купить 70 м3 пеноблоков у одного из трёх поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице.
Поставщик | Стоимость пеноблоков (руб. за 1м3) | Стоимость доставки (руб.) | Дополнительные условия |
А | 2600 | 10 000 | Нет |
Б | 2800 | 8000 | При заказе товара на сумму свыше 150 000 рублей доставка бесплатная |
В | 2700 | 8000 | При заказе товара на сумму свыше 200 000 рублей доставка бесплатная |
Эти задачи на анализ данных сложнее предыдущих, потому что требуют дополнительных вычислений. При этом часто возникает необходимость расширить таблицу, чтобы внести туда данные, вычисленные вами самостоятельно в процессе решения задачи.
Посмотрите примеры таких случаев из заданий прошлых лет.
7а На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.ТОЧКИ | ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ | |
A | 1) | − 4 |
B | 2) | 3 |
C | 3) | 2_3 |
D | 4) | −0,5 |
7б На графике изображена зависимость крутящего момента двигателя от числа оборотов в минуту. На горизонтальной оси отмечено число оборотов в минуту, на вертикальной оси — крутящий момент в Н·м.
Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу числа оборотов в минуту характеристику крутящего момента на этом интервале.
В ответе под каждой буквой укажите соответствующий номер.
7в Установите соответствие между графиками функций и характеристиками
этих функций на отрезке [−1; 1].
ГРАФИКИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Функция имеет точку максимума на отрезке [−1; 1].
2) Функция имеет точку минимума на отрезке [−1; 1].
3) Функция возрастает на отрезке [−1; 1].
4) Функция убывает на отрезке [−1; 1].
В ответе под каждой буквой укажите соответствующий номер.
Повторите свойства функций — область значений, область определения, возрастание, убывание, экстремальные значения. Не забудьте, что характеристикой монотонности функции в точке является её производная (мгновенная скорость), а характеристикой монотонности функции на участке является средняя скорость изменения её значений.
Производная также определяет наклон касательной к графику функции в заданной точке.
Задачи на определение характеристик производной по графику функции.
Задачи на определение характеристик функции по графику её производной.
Задачи на геометрический смысл производной.
Задачи на физический смысл производной.
Не путайте понятия "точка максимума (минимума)" функции и "максимум (минимум)" функции, т.е. её максимальное (минимальное) значение. Если требуется числовой ответ, то в первом случае называем значение абсциссы xmax или xmin, а во втором – значение ординаты ymax или ymin.
8а Кондитер испёк 40 печений, из них 10 штук он посыпал корицей, а 20 штук он собирается посыпать сахаром (кондитер может посыпать одно печенье и корицей, и сахаром, а может вообще ничем не посыпать). Выберите утверждения, которые будут верны при указанных условиях вне зависимости от того, какие печения кондитер посыплет сахаром.
1) Найдётся 7 печений, которые ничем не посыпаны.
2) Найдётся 8 печений, посыпанных и сахаром, и корицей.
3) Если печенье посыпано корицей, то оно посыпано и сахаром.
4) Не может оказаться 12 печений, посыпанных и сахаром, и корицей.
В ответе запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
8б
В доме Димы больше этажей, чем в доме Маши, в доме Лены меньше этажей, чем в доме Маши, а в доме Толи больше этажей, чем в Ленином доме.
Выберите все утверждения, которые верны при указанных условиях.
1) Среди этих четырёх домов есть три дома с одинаковым числом этажей.
2) В Димином доме больше этажей, чем в Ленином.
3) Дом Лены — самый малоэтажный среди перечисленных четырёх.
4) В доме Маши меньше этажей, чем в доме Лены.
В ответе запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Логические задачи легче решать, помогая своим рассуждениям рисунком или таблицей. Пример можно посмотреть здесь.
9а На рисунке изображён план местности (шаг сетки плана соответствует расстоянию 1 км на местности). Оцените, скольким квадратным километрам равна площадь озера Великое, изображённого на плане. Ответ округлите до целого числа.
9б План местности разбит на клетки. Каждая клетка обозначает квадрат 1 м × 1 м. Найдите площадь участка, изображённого на плане. Ответ дайте в квадратных метрах.
Подробнее задачи на площадь фигуры, изображенной на клетчатой бумаге, рассматриваются здесь.
10a Перила лестницы дачного дома для надёжности укреплены посередине вертикальным столбом. Найдите высоту l этого столба, если наименьшая высота h1 перил равна 0,8 м, а наибольшая высота h2 равна 1,6 м. Ответ дайте в метрах.
10б Какой угол (в градусах) образуют минутная и часовая стрелки в 16:00?
Это наиболее простые задачи на свойства геометрических фигур. В частности, нужно вспомнить понятия периметр и площадь плоской фигуры.
Подобные задания на свойства круга и окружности вам могли встречаться на ОГЭ в 9-ом классе. Для их успешного решения нужно повторить свойства, определения и формулы, связанные с окружностью.
Окружность. Основные понятия.
Углы и отрезки в окружности.
Кроме того, замечу, что вообще все разделы школьной планиметрии также были пройдены уже в 9-ом классе. Поэтому при подготовке к решению этих заданий имеет смысл вспомнить свой предыдущий опыт. (См., например, Демонстрационный вариант ОГЭ).
11а В бак, имеющий форму правильной четырёхугольной призмы со стороной основания 20 см, налита жидкость. Чтобы измерить объём детали сложной формы, её полностью погружают в эту жидкость. Найдите объём детали, если после её погружения уровень жидкости в баке поднялся на 15 см. Ответ дайте в кубических сантиметрах.
11б От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все вершины (см. рисунок). Сколько вершин у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)?
Задача по стереометрии. Для решения нужно различать типы пространственных фигур, которые изучали в школе, и знать основные формулы - площадь поверхности, объем ... Задачи для тренировки с открывающимися решениями - здесь.
12 В треугольнике ABC медиана BM перпендикулярна стороне AC. Найдите длину стороны AB, если BM = 12, AC = 32.
Задача по планиметрии. Нужно повторить названия и свойства фигур на плоскости. Основные теоремы. Для тренировки пройдите тесты по планиметрии. Они позволят выявить то, что вы не знаете на данный момент.
13а Через точку, делящую высоту конуса в отношении 1 : 2, считая от вершины, проведена плоскость, параллельная основанию. Найдите объём этого конуса, если объём конуса, отсекаемого от данного конуса проведённой плоскостью, равен 10.
13б Стороны основания правильной треугольной пирамиды равны 16. А боковые рёбра равны 17. Найдите площадь боковой поверхности этой пирамиды.
13в Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 2 и 6, а второго — 6 и 4. Во сколько раз объём второго цилиндра больше объёма первого?
Для решения таких задач, как первая, можно пользоваться формулами стереометрии, часть из которых есть в справочных материалах. Но если вы уверены в подобии фигур, то легче использовать следующие положения:
14a Найдите значение выражения \((3,1+3,4)\cdot 3,8\).
14б Найдите значение выражения \(\dfrac{13}{3}:\left(\dfrac{1}{3} + \dfrac{2}{7}\right)\).
При работе с обыкновенными дробями помните простые правила:
1) Дроби приводят к общему знаменателю при сложении и вычитании.
2) Для умножения 2-ух правильных обыкновенных дробей достаточно числитель умножить на числитель, а знаменатель на знаменатель.
3) Разделить на дробь - то же самое, что умножить на перевернутую.
Если вычисления содержат десятичные дроби, внимательно следите за положением запятой.
Вспомните, что аналогичные задания были у вас на ОГЭ по математике в 9-ом классе (в этом году под номером 6). Прочтите комментарии к ним.
15a Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 5 %. Книга стоит 280 рублей. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу?
15б Четверть всех отдыхающих в пансионате — дети. Какой процент от всех отдыхающих составляют дети?
15в Длины двух рек относятся как 5 : 6, при этом одна из них длиннее другой на 10 км. Найдите длину большей реки. Ответ дайте в километрах.
Как решать задачи на проценты можно посмотреть, например, здесь.
Такие задачи, как вторая, можно решать по правилам нахождения части от числа (умножением на дробь) или числа по его части (делением на дробь). Если вы испытываете затруднения с этими правилами, то такие задачи можно решать пропорцией.
В свою очередь, чтобы решить задачу на отношение величин (аналогичную третьей), можно ввести неизвестную переменную (х) и составить пропорцию, но для практики лучше приобрести навык "справедливого" деления на неравные части. Изучите внимательно представленный здесь способ решения этой задачи.
16a Найдите значение выражения \(\dfrac{3^5\cdot 4^6}{12^5}\).
16b Найдите значение выражения \(26\sin{750^o}\).
16c Найдите значение выражения \((\sqrt{63} - \sqrt{7})\cdot\sqrt{7}\).
16d Найдите значение выражения \(\log_{\sqrt{11}}{11^2}\).
Задание на вычисление числового значения выражения легко выполнимо с применением знаний об алгебраических операциях и свойствах трансцендентных функций. Здесь могут быть как задачи на знание и применение формул сокращенного умножения, свойств квадратных корней и целых степеней, так и на тригонометрические, показательные и логарифмические функции.
Вспомните, какие задания были у вас на ОГЭ по математике в 9-ом классе (в этом году под номером 8). Прочтите комментарии к ним.
Из пройденного позднее, в 10-м и 11-м классах, вам потребуется повторить ряд формул. Сделать это можно прямо сейчас, увеличивая рисунки щелчком мыши по ним. Уменьшить рисунок можно повторным щелчком на нём.
Повторите формулы сокращенного умножения.
Повторите простейшие формулы тригонометрии: sin2α + cos2α = 1; tgα·ctgα = 1 и т.п. А чтобы не запутаться со знаками функций потренируйтесь определять их значения тригонометрическому кругу.
Повторите формулы, отражающие свойства корней, степеней и логарифмов, щелкнув мышью по иконке.
Уменьшить рисунок можно повторным щелчком на нём.
17a Найдите корень уравнения \(\left(\dfrac{1}{2}\right)^{1-x} = 4.\)
17б Найдите корень уравнения log4(5x +10) − log45 = log43.
17в Решите уравнение x2 + 8 = 6x.
Если уравнение имеет болmьше одного корня, в ответе укажите больший из них.
Для подготовки к экзамену следует прорешать простейшие типовые уравнения школьного курса математики. На этой странице сайта есть таблица с такими уравнениями, которые стоит сначала попробовать решить, а затем щелкнуть мышью по условию, чтобы посмотреть правильное решение.
18а На координатной прямой отмечено число m и точки A, B, C и D.
Каждой точке соответствует одно из чисел в правом столбце. Установите соответствие между указанными точками и числами.
ТОЧКИ | ЧИСЛА | |
A | 1) | \(m^2\) |
B | 2) | \(m-1\) |
C | 3) | \(6-m\) |
D | 4) | \(-\dfrac{2}{m}\) |
В ответе под каждой буквой укажите соответствующий номер.
18б Каждому из четырёх неравенств в левом столбце соответствует одно из решений в правом столбце. Установите соответствие между неравенствами и их решениями.
В ответе под каждой буквой укажите соответствующий номер.
С постановкой такой задачи, как первая, вы хорошо знакомы по итоговой аттестации по математике за 9-й класс. См. задание №7.
Различие состоит в том, что теперь нужно уметь делать оценки числовых значений не только дробей и корней, но и трансцендетных функций, таких как показательная функция, тригонометрические функции, логарифмическая функция. Повторите их опорные значения и свойства возрастания/убывания.
Тема второго примера — решение простейших неравенств. Здесь приведен комбинированный набор: дробно-рациональные, показательное, логарифмическое неравенства. Видимо, чтобы не забывали, что изучали в старших классах. В демонстрационных вариантах прошлых лет в качестве примеров были представлены задачи на выбор из однотипной группы неравенств. Имейте в виду, неравенства надо повторить все. Начать повторение можно с общих соображений. Далее следовать по ссылкам раздела.
19a Найдите трёхзначное натуральное число, которое при делении и на 4, и на 5, и на 6 даёт в остатке 2 и все цифры в записи которого чётные. В ответе запишите какое-нибудь одно такое число.
19б На шести карточках написаны цифры 2, 3, 5, 6, 7, 7 (по одной цифре на каждой карточке). В выражении
⛑ + ⛑⛑ + ⛑⛑⛑
вместо каждого квадратика положили карточку из этого набора. Оказалось, что полученная сумма делится на 10, но не делится на 20. В ответе укажите какую-либо одну такую сумму.
19в Найдите шестизначное натуральное число, которое записывается только цифрами 2 и 0 и делится на 24. В ответе запишите какое-нибудь одно такое число.
Нужно повторить числовые множества. Подробнее - множество натуральных чисел. Признаки делимости. Понятие остатка. Разряды десятичной системы счисления. Короче, ту часть математики, которую вы изучали в 1-3 классах.
Это можно сделать на примерах решения реальных заданий ЕГЭ прошлых лет. Рассмотрите внимательно эти примеры.
20a Два человека одновременно отправляются из одного дома на прогулку до опушки леса, находящейся в 4,5 км от дома. Один идёт со скоростью 4 км/ч, а другой — со скоростью 5 км/ч. Дойдя до опушки, второй с той же скоростью возвращается обратно. На каком расстоянии от дома произойдёт их встреча? Ответ дайте в километрах.
20б Смешали 8 литров 15-процентного раствора вещества с 12 литрами 40-процентного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Текстовые задачи на составление уравнений присутствовали на ОГЭ в 9-ом классе. Однако, если вы не решали 2-ю часть варианта тогда, то изучите возможные подходы к решению сейчас с помощью этой страницы сайта.
21a Список заданий викторины состоял из 50 вопросов. За каждый правильный ответ ученик получал 9 очков, за неправильный ответ с него списывали 17 очков, а при отсутствии ответа давали 0 очков. Сколько верных ответов дал ученик, набравший 153 очка, если известно, что по крайней мере один раз он ошибся?
21б Прямоугольник разбит на четыре меньших прямоугольника двумя прямолинейными разрезами. Периметры трёх из них, начиная с левого верхнего и далее по часовой стрелке, равны 24, 28 и 16. Найдите периметр четвёртого прямоугольника.
21в На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, получится 9 кусков, если по жёлтым — 7 кусков, а если по зелёным — 6 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?
Такие задачи стоит решать не только для подготовки к экзамену, но и для развития собственного творческого потенциала. Берите любые книги из серии "Занимательная математика" и развивайте мышление, логику, воображение.
Переход на главную страницу сайта.
Простейшие задачи на действия с рациональными числами можно посмотреть здесь.
Потренировать решение задач на наибольшее/наименьшее с целыми (по смыслу) ответами можно на этой странице сайта.
Однако текстовые задачи могут выглядеть очень разнообразно. Более того, как при решении текстовых задач, так и при выполнении других заданий вам может потребоваться произвести округление ответа не по смыслу задачи (до ближайшего меньшего или ближайшего большего значений), а по указанию условия задачи, т.е. по правилам округления десятичных чисел.
Поэтому рекомендую не пропустить сравнение двух задач здесь.