С вопросами, комментариями, мнением об экзаменах обращайтесь через форму для письма, рисунок конверта кликабелен.

отправить письмо математичке

И, пожалуйста, напишите об ошибке, если обнаружите таковую в моих решениях.

Узнайте, как можно поддержать сайт и помочь его развитию.

Внимание: в обсуждаемом варианте еще могут быть изменения.

Предполаганмый вариант базового ЕГЭ по мпиематике в следующем году мало отличается от вариантов прошлых лет. Основные отличия:

  1. Изменён порядок следования нескольких заданий. При этом содержание задания осталось прежним.
  2. Добавлена текстовая задача на составление уравнения или систем уравнений.
  3. Задача "на клеточках" изменена так, что теперь требуется не вычислить некоторое значение, а произвести его оценку.
На последнем пункте остановлюсь особо.

Обновляться интерактивная Демо-версия для экзамена 2022 будет осенью, когда утвердят контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Задания, которых не было в прошлом году

Задание 5.

задание ЕГЭ на план на клеточках

Задача.
На рисунке изображён план местности (шаг сетки плана соответствует расстоянию 1 км на местности). Оцените, скольким квадратным километрам равна площадь озера Великое, изображённого на плане. Ответ округлите до целого числа.

решение задания ЕГЭ на оценку по клеточкам

Решение.

Поскольку шаг сетки равен 1 км, а ответ требуется дать как раз в квадратных километрах, то достаточно определить площадь озера в клеточках.

Правильным решением является следующее - ограничить исследуемый объект, в данном случае озеро, отрезками прямых линий (в других заданиях, может быть, дугами окружностей) так, чтобы приблизить его форму к простой геометрической фигуре, площадь которой легко определяется по клеткам.
В данном случае вертикальная линия в левой клетке проведена в середине квадрата, наклонные линии по диагоналям квадратов. Получаем примерно 0,5 + 1 + 0,5 + 0,5 + 0,5 = 3.
Выступающий за построенную границу участок озера и включенные внутрь береговые участки оцениваем "на глаз". Очевидно, что они приблизительно компенсируют друг друга и в совокупности создают погрешность не более полуклетки. Таким образом, округленный до целого числа ответ и есть 3.

Ответ: 3

Однако мне очень не нравится присутствие такого задания в варианте письменного экзамена, проверяемого с использованием специальных аппаратно- программных средств формально только по ответам, каковым является ЕГЭ по математике базового уровня.

Сколько раз я говорила ребятам, что этот экзамен не проверяет ваши физические возможности - остроту зрения, цветовосприятие, глазомер. Оказвается проверяет?
Сколько уговаривала ориентироваться на узлы сетки, решая задачи "на клеточках", а если какой-то элемент чертежа не попадает в узел, то использовать для вычислений геометрические формулы. Ведь задания ЕГЭ требуют однозначного ответа. Но и тогда зачастую ребята получали неточные ответы, используя методику определения длины или площади на глаз.

задание ЕГЭ на план на клеточках

Полагаю, что добрая половина выпускников на реальном экзамене в этом задании смогла бы получить ответ 4. Для этого достаточно мысленно подвигать клетки с озером, получить воображаемую структуру, например, такую как на этом рисунке. Оценить площадь "нового озера" в 3,5 клетки и по правилам округления чисел в ответ записать 4.

Вывод: по моему мнению, это задача не для ЕГЭ. Она была бы очень хороша для устного экзамена, для собеседования, для практических занятий, для письменного экзамена с возможностью обоснования ответа.

Задание 20.

Следующие задания, в самом деле, нельзя назвать новыми, поскольку нынешним выпускникам они или им подобные текстовые задачи встречались на ОГЭ в 9-ом классе. Это было задание 21 во второй части варианта.

Задача.
Моторная лодка в 10:00 вышла из пункта А в пункт В, расположенный в 30 км от А. Пробыв в пункте В 2 часа 30 минут, лодка отправилась назад и вернулась в пункт А в 18:00 того же дня. Определите (в км/ч) собственную скорость лодки, если известно, что скорость течения реки 1 км/ч.

Решение.

Для решения задач на движение важны три параметра – расстояние, время в пути и скорость движения, которые обычно обозначаются символами \(S,t\) и \(v\) соответственно. Особенность задач на движение по реке состоит в том, что движение по течению и против течения надо рассматривать отдельно.

Итак, пусть собственная скорость лодки равна \(x\) км/ч, тогда
  • по течению: \(S = 30\;(км),\;v = x+1\;(км/ч),\;t = S/v = 30/(x+1) (час)\);
  • против течения: \(S = 30\;(км),\;v = x-1\;(км/ч),\;t = S/v = 30/(x-1) (час)\).
Путешествие от А до В и обратно включает движение по течению и против. Можем определить суммарное время в пути. Оно составит \[\frac{30}{x+1}+\frac{30}{x-1}.\] С другой стороны, лодка отсутствовала в пункте А 18−10 = 8 (часов), из которых 2 часа 30 минут, то есть 2,5 часа находилась в пункте В. Следовательно, в пути она находилась 8−2,5 = 5,5 (часов). Определив одну и ту же величину двумя независимыми, способами можем составмит уравнение \[\frac{30}{x+1}+\frac{30}{x-1} = 5,5.\] Решаем уравнение \[\frac{^{x-1/}30}{x+1}+\frac{^{x+1/}30}{x-1} = ^{(x-1)(x+1)/}5,5; \\ 30(x-1)+30(x+1) =5,5(x^2-1); \\5,5x^2-60x -5,5 = 0; \\11x^2 -120x -11 = 0, \\D = 14400 + 484 = 14884, \sqrt{D} = 122,\\ x_1 =\frac{120 -122}{22} =-\frac{1}{11}; \;x_2 =\frac{120+122}{22} = 11. \] Так как собственная скорость лодки не может быть величиной отрицательной, то для ответа подходит только второй корень уравнения 11 (км/ч).

Ответ: 11

Замечение: Об оптимизации решения квадратных уравнений см. в статье "4,5 способа решения одного квадратного уравнения".

Задача.
В понедельник акции компании подорожали на некоторое число процентов, а во вторник подешевели на то же самое число процентов. В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?

Решение.

Пусть акции компании стоили А рублей и в понедельник подорожали на k%, тогда они стали стоить (100 + k)% от А, что составляет \[\frac{А\cdot(100+k)}{100} = А\cdot\left(1+\frac{k}{100}\right) (рублей).\] Полученная формула означает, что стоимость авций увеличилась в (1+k/100) раз.

Рассуждая аналогично, мы выясним, что во вторник стоимость акций по отношению к понедельнику изменилась в (1−k/100) раз, а по отношению к первоначальной стоимости в (1−4/100) раз.

Можно составить уравнение \[A\left(1+\frac{k}{100}\right)\left(1-\frac{k}{100}\right) = A\cdot\left(1-\frac{4}{100}\right);\\ 1-\left(\frac{k}{100}\right)^2 = 1-\left(\frac{2}{10}\right)^2\\ \frac{k}{100} = \frac{2}{10}; \; k = 20.\]

Ответ: 20.

Для решения подобных задач наиболее удобен способ вычисления процентов, описанный здесь.