Математика ЕГЭ 2025. Проект.
Профильный уровень. Задачи с кратким ответом.
Задания профильного уровня, как и ранее, разделены на две части.
Первая часть содержит 12 заданий (задания 1–12) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Эти задания проверяют освоение учащимися общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе, т.е. по уровню сложности они не сильно отличаются от базового варианта ЕГЭ.
Всего демонстрационный вариант 2025 года содержит 19 заданий. Задания второй части (13–19) с развёрнутым ответом, которые содержат задания повышенного и высокого уровней сложности, предназначены для конкурсного отбора выпускников, планирующих продолжение образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки абитуриентов.
Здесь вы можете ознакомиться с первой частью варианта и поработать над заданиями профильного уровня с кратким ответом. Вторая часть варианта – задания профильного уровня с развёрнутым ответом – представлена в разделе Профильный уровень. Задачи с развёрнутым ответом.
Несмотря на то, что наступающем году изменений в содержании КИМ не предусмотрено, примеры задач в демонстрационном варианте ЕГЭ 2025 обновлены. Для полноты представлений об уровне сложности экзамена рекомендую наряду с этим проектом посмотреть Демонстрационный вариант прошлого года.В демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторые позиции экзаменационной работы. В реальных вариантах экзаменационной работы на каждую позицию будет предложено только одно задание.
Перейдите к заданию по кнопке с его номером и ознакомьтесь с примерами этого задания из Демонстрационного варианта ЕГЭ. Прочтите какого типа это задание, каким темам оно посвящено и что нужно повторить. Не забывайте, что задания демонстрационного варианта не отражают всех возможных вопросов содержания экзаменационного варианта.
Чтобы посмотреть примеры аналогичных задач, которые давались на экзаменах прошлых лет и могут быть включены в экзаменационные материалы в 2025 году, найдите нужный раздел в оглавлении тематики задач и перейдите по ссылке. Во всех разделах задачи снабжены ответами и решениями. Однако у большинства задач решение временно скрыто и загружается отдельно для каждой задачи последовательным нажатием кнопок на жёлтом фоне. Не нужно спешить смотреть готовое решение! Для более эффективной подготовки сначала постарайтесь решить задачу самостоятельно, и только потом можно нажать зеленую кнопку, чтобы сравнить ответ, и жёлтую, чтобы раскрыть моё решение. Если ваше решение не совпадает с моим, оно не обязательно является неправильным. Ход рассуждений может быть различным, главное, чтобы он приводил к верному ответу. Не забывайте – в первых 12 заданиях ЕГЭ 2025 проверяются только ответы.
Чтобы ознакомиться с содержанием экзамена базового уровня, перейдите на страницу с интерактивной Демоверсией базового уровня.
Сдадим ЕГЭ по математике? Легко!
Задание 1
Четырёхугольник ABCD вписан в окружность. Угол ABC равен 103°, угол CAD равен 42°. Найдите угол ABD. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 61
Площадь параллелограмма ABCD равна 24. Точка E — середина стороны AD. Найдите площадь трапеции BCDE.
Ответ: 18
В треугольнике ABC стороны AC и ВC равны, угол C равен 134°, угол CBD — внешний. Найдите угол CBD. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 157
Основания трапеции равны 4 и 10. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из её диагоналей.
Ответ: 5
Выпускник средней школы должен уметь моделировать реальные ситуации на языке геометрии, строить и исследовать модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (длин, углов, площадей). Контролю этих умений посвящено задание по планиметрии..
Для решения планиметрических задач, безусловно, нужно повторить
- определения и свойства геометрических фигур, которые вы изучали в школе, а также
- основные формулы из курса планиметрии.
- Треугольник
- Четырёхугольники, в частности, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция.
- Многоугольники, в частности, правильные многоугольники.
- Окружность и круг, в том числе, вписанные и описанные окружности многоугольника.
- Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции, круга, сектора.
Быстро проверить свои знания по этим темам, Вы можете с помощью моих тестов.
В процессе подготовки к решению этого задания на экзамене можно воспользоваться следующими разделами сайта "Математичка.ру":
1. Формулы для площадей плоских фигур.
2. Окружность. Основные понятия.
3. Углы и отрезки в окружности.
4. Примеры решения задач с окружностью.
5. Правильные многоугольники.
Решения большинства задач приведенных разделов временно скрыты. Они загружаются на страницу позже, после того, как вы нажмете соответствующие кнопки-ссылки. Однако будьте внимательны, в решениях задач часто встречаются рисунки, дождитесь их полной загрузки.
Задание 2
На координатной плоскости изображены векторы \(\overline{a}\) и \(\overline{b}\). Найдите скалярное произведение \(\overline{a} \cdot \overline{b}\).
Ответ: 12
Даны векторы \(\overline{a}(25;0)\) и \(\overline{b}(1;-5)\). Найдите длину вектора \(\overline{a} − 4\overline{b}\).
Ответ: 29
Образовательный стандарт подразумевает, что выпускник средней школы должен:
- Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
Выделенной в отдельное задание тема "Векторы" стала только в прошлом году. Ранее задачи на вектора и координаты относились к прочим заданиям по планиметрии, причём чаще в вариантах базового уровня сложности. В профильном ЕГЭ они могли попасть отдельным школьникам как составляющая часть или метод решения других задач по геометрии. Простейшие примеры таких задач можно посмотреть на следующих страницах сайта:
Современное задание проверяет умение определять координаты точек и векторов, производить операции над векторами, вычислять длину вектора и угол между векторами. Ознакомиться с теорией и примерами решения задач можно, следуя по этим ссылкам:
Наиболее полно тема "Векторы" у нас представлена в форме видео-уроков на
youtube-канале Mathematichka
и на канале Математичка РУ видеохостинга Rutube.
Задание 3
Одна цилиндрическая кружка вдвое выше второй, зато вторая в полтора раза шире. Найдите отношение объёма второй кружки к объёму первой.
Ответ: 1,125
Стороны основания правильной четырёхугольной пирамиды равны 10, боковые рёбра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.
Ответ: 340
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает \(\dfrac{1}{3}\) высоты. Объём жидкости равен 4 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд?
Ответ: 104
Образовательный стандарт подразумевает, что выпускник средней школы должен:
- Уметь решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.
В заданиях первой части действительно преимущественно рассматриваются простейшие пространственные тела, если параллелепипед, то прямоугольный, если пирамида, то правильная. В этих случаях задача легко сводится к планиметрии.
Рекомендую рассмотреть несколько задач из федерального банка заданий, сгруппировав их по типам тел. Одновременно повторите свойства этих тел.- Конус.
- Цилиндр.
- Прямоугольный параллелепипед
- Правильная призма.
- Правильная пирамида.
- Многогранник.
- Шар и сфера.
- Вписанные и описанные тела вращения.
Решения большинства задач этого задания временно скрыты. Они загружаются на страницу позже, после того, как вы нажмете соответствующие кнопки-ссылки. Однако будьте внимательны, в решениях задач часто встречаются рисунки, дождитесь их полной загрузки.
Задание 4
В группе туристов 20 человек. С помощью жребия они выбирают семь человек, которые должны идти в село в магазин за продуктами. Какова вероятность того, что турист Д., входящий в состав группы, пойдёт в магазин?
Ответ: 0,35
Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе окажется меньше 20 пассажиров, равна 0,94. Вероятность того, что окажется меньше 15 пассажиров, равна 0,56. Найдите вероятность того, что число пассажиров будет от 15 до 19 включительно.
Ответ: 0,38
Образовательный стандарт подразумевает, что выпускник средней школы должен:
- Уметь строить и исследовать простейшие математические модели.
В данном случае речь идет о моделировании случайных явлений. Конкретно об использовании элементов теории вероятностей при решении прикладных задач.
Для решения большинства задач этого задания достаточно повторить классическое определение вероятности события:
вероятностью события А называется дробь \(P(A) = \dfrac{m}{n}\), в числителе которой стоит число m элементарных событий, благоприятствующих событию А, а в знаменателе n - число всех элементарных событий.
Вспомним, что элементарными называются события, которые попарно несовместимы и равновозможны. В других учебниках они же называются исходами испытания.
Таким образом, с точки зрения математических операций эта задача решается в одно действие, она предельно проста. И в то же время достаточно трудна, потому что требует очень внимательно разобрать "бытовую" ситуацию, заданную в условии, чтобы
- выявить элементарные события,
- выделить благоприятствующие,
- не пропустить ни одного из всех возможных исходов
- и не включить ни одного лишнего.
- Задачи только на определение вероятности
- Задачи с использованием элементов комбинаторики
- Решение задач с применением таблиц
Формулы комбинаторики и простейшие задачи на подсчёт вариантов.
Также под этим номером могут встретиться задачи, которые хорошо решаются
в их простейших формулировках: определение вероятности суммы несовместимых и произведения независимых событий. Задачи, связанные с применением этих правил в более сложных ситуациях, отнесены к разряду заданий повышенной сложности и располагаются в демонстрационном варианте 2025 года под следующим номером.Задание 5
Помещение освещается тремя лампами. Вероятность перегорания каждой лампы в течение года равна 0,2. Лампы перегорают независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит?
Ответ: 0,992
В коробке 5 синих, 9 красных и 11 зелёных фломастеров. Случайным образом выбирают два фломастера. Найдите вероятность того, что окажутся выбраны один синий и один красный фломастеры.
Ответ: 0,15
Это задание проверяет умение использовать методы теории вероятностей и статистики при решении прикладных задач.
Для успешного выполнения задания необходимо освоить правила вычисления вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей; уметь применять диаграммы Эйлера, строить дерево вероятностей, знать формулу Бернулли.
Также могут встретиться обратные задачи, в которых обсуждаемое событие уже произошло, и мы об этом знаем, а требуется определить вероятность некого связанного с ним другого события. Для случаев, когда взаимосвязанных событий, упоминаемых в условии задачи немного, их можно решить с использованием прямых теорем и введения неизвестной величины.
- Для подготовки к этому заданию ЕГЭ порешайте
- Задачи на правила сложения и умножения вероятностей И посмотрите, нет ли у вас аналогичных ошибок:
- Типичные ошибки при решении задач на классическое определение вероятности.
- Ошибки, которые могут возникать при решении задач на применение правил сложения и умножения вероятностей.
Задание 6
Найдите корень уравнения 4 x − 7 = 1__64 .
Ответ: 4
Найдите корень уравнения √3x + 49______ = 10.
Ответ: 17
Найдите корень уравнения log8(5x + 47) = 3.
Ответ: 93
Решите уравнение √2x + 3______ = x.
Если корней окажется несколько, то в ответ запишите наименьший из них.
Ответ: 3
Образовательный стандарт подразумевает, что выпускник средней школы должен:
- Уметь решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы.
Рассматриваемое задание посвящено решению простых уравнений. Т.е. уравнений с одной переменной, как правило, обозначенной символом х, для решения которых не требуется значительных алгебраических преобразований.
Задание 7
Найдите значение выражения \(3\cos{2\alpha}\), если \(\sin{\alpha} = 0,2\).
Ответ: 2,76
Найдите значение выражения \(\dfrac{\log_{9}{28}}{\log_{9}{7}} + \log_{7}{\frac{7}{4}} \).
Ответ: 2
Найдите значение выражения \( 25^{2\sqrt{8}+3}\cdot5^{-3-4\sqrt{8}} \).
Ответ: 125
В этом задании требуется уметь выполнять вычисления и преобразования. Набор задач на эту тему в банке заданий ЕГЭ очень широк и разнообразен: от сугубо арифметических операций до степеней с рациональными показателями и логарифмов. Очень существенным подспорьем при решении большинства этих задач будет знание формул сокращенного умножения. Не помешает также повторить формулы тригонометрии, свойства степеней и логарифмов, определение модуля (абсолютной величины) числа.
Задание 8
На рисунке изображён график y = f'(x) производной функции f(x). На оси абсцисс отмечено десять точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8, x9, x10. Сколько из этих точек принадлежит промежуткам возрастания функции f(x)?
Ответ: 6
На рисунке изображён график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Ответ: −1,4
Образовательный стандарт подразумевает, что выпускник средней школы должен уметь выполнять действия с функциями:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- описывать по графику поведение и свойства функций;
- находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- строить графики изученных функций.
Большую роль в исследовании функции играет её производная.
Представленное задание проверяет насколько выпускник знаком с понятием производной функции, геометрическим и физический смыслом производной.
Потренировать решение подобных задач можно на следующих страницах сайта "Математичка ру":- Задачи на определение характеристик производной по графику функции.
- Задачи на определение характеристик функции по графику её производной.
- Задачи на геометрический смысл производной.
- Задачи на физический смысл производной.
Решения большинства задач на этих страницах временно скрыты. Они загружаются позже, после того, как вы нажмете соответствующие кнопки-ссылки. Кроме того, многие из задач, а также некоторые решения содержат рисунки. Дождитесь окончания загрузки страницы.
Задание 9
Перед отправкой тепловоз издал гудок с частотой \(f_0 = 295\) Гц. Чуть позже гудок издал подъезжающий к платформе такой же тепловоз. Из-за эффекта Доплера частота второго гудка \(f\) (в Гц) больше первого: она зависит от скорости тепловоза \(v\) (в м/с) и изменяется по закону \[f(v) = \frac{f_0}{1-\dfrac{v}{c}} \text{(Гц),} \] где c — скорость звука (в м/с). Человек, стоящий на платформе, различает сигналы по тону, если они отличаются не менее чем на 5 Гц. Определите, с какой минимальной скоростью приближался к платформе тепловоз, если человек смог различить сигналы, а c = 300 м/с. Ответ дайте в м/с.
Ответ: 5
Это задание проверяет Ваше умение решать прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера. В целом, алгоритм её решения несложен - нужно аккуратно подставить заданные числа в формулу, привести подобные члены, если они есть, затем решить уравнение, в котором в качестве неизвестной величины выступает искомый параметр. Ошибки могут быть связаны, в первую очередь, с невнимательным чтением условия задачи, а также со "сложностью" решения уравнений и неравенств в непривычных для математики обозначениях переменных и неизвестной величины.
Для получения правильных ответов также необходимо потренировать преобразование выражений, включающих арифметические операции. К сожалению, в задачах этого типа арифметические ошибки встречаются не реже, чем логические.
Задание 10
Моторная лодка прошла против течения реки 143 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Ответ: 12
Смешав 45%-ный и 97%-ный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 62%-ный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50%-ного раствора той же кислоты, то получили бы 72%-ный раствор кислоты. Сколько килограммов 45%-ного раствора использовали для получения смеси?
Ответ: 15
Первая труба пропускает на 5 литров воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объёмом 104 литра она заполняет на 5 минут дольше, чем вторая труба?
Ответ: 8
Сложность ситуаций заключается чаще всего в том, что конечные (наблюдаемые) результаты какого-либо процесса известны лучше, чем начальные условия. В таких случаях обычно используют обозначение неизвестных начальных величин символами и сводят задачу к решению алгебраических уравнений или систем уравнений.
Итак, образовательный стандарт подразумевает, что выпускник средней школы должен уметь:
- Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры.
При подготовке к экзамену нужно повторить следующие темы:
- Равносильность уравнений, систем уравнений.
- Методы решения рациональных уравнений.
- Методы решения систем уравнений.
- Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Набор задач для этого задания на официальном сайте ФИПИ очень разнообразен. Есть задачи на движение, на течение реки, на проценты, на среднюю скорость, на растворы и сплавы, на производительность труда и "производительность трубы"... Но мне не хотелось бы классифицировать их таким образом. Это делалось в младших и средних классах, когда у вас было меньше жизненного опыта и совсем не было представлений о том, как формализовать ситуацию, описанную в условии задачи. Теперь вы стали старше, некоторые навыки у вас уже отложились глубоко в подсознании, поэтому не надо пытаться вспомнить дословно и добуквенно, например, методы решения задач на движение, надо стремиться составить решаемое уравнение или систему, опираясь на всё то, что вы знаете о движении из физики, математики, своего опыта...
Классифицировать по методам решения тоже бесполезно. Такие задачи решаются самыми разнообразными способами. Всё, что можно решить системой, можно решить и одним уравнением. Всё, что можно решить уравнением, можно решить и без него. Всё, что можно решить коротко, можно решить длинно, и наоборот.
Итак, просто группирую задачи по "похожести" либо условий, либо решений.
- Задачи с участием водного транспорта.
- Задачи на проценты с уравнениями и без них.
- Задачи на системы линейных уравнений.
- Задачи на объезд, обгон и встречное движение.
- Задачи на среднюю скорость.
- Задачи на производительность.
Внимание: ответы и решения загружаются отдельно для каждой задачи последовательным нажатием кнопок на желтом фоне - сначала ответ, потом решение. В некоторых случаях набор формул выполнен в формате рисунка. Дождитесь полной загрузки таких решений.
Задание 11
На рисунке изображёны графики функций видов \(f(x)= ax^2 + bx + c\) и \(g(x)= kx,\) пересекающиеся в точках A и B. Найдите абсциссу точки B.
Ответ: 7
Задание в представленной в демонстрационном варианте формулировке проверяет умение ученика оперировать графическим и аналитическим способами задания функции. А именно переходить от одного, в данном примере, графического представления, к другому – аналитическому.
На этом сайте широко представлена тема "Графики функций". Перейти к различным её разделам можно через ссылки в таблице элементарных функцийЗадание 12
Найдите наименьшее значение функции \[y = 9x - 9\ln{(x + 11)} + 7\] на отрезке [−10,5; 0].
Ответ:– 83
Найдите точку максимума функции \[y = (x + 8)^2\cdot e^{3-x}.\]
Ответ: – 6
Найдите точку минимума функции \[y = -\frac{x}{x^2 + 256}.\]
Ответ: 16
Если вы уже решали задачи на геометрический смысл производной функции, то убедились, что производная характеризует вид (возрастание или убывание) и скорость изменения функции.
Поэтому производная широко используется для определения таких характеристик функции, как её экстремумы.
Вспомним, что термин "экстремум" объединяет понятия максимум и минимум функции. (Прислушайтесь к словам диктора, когда он читает прогноз погоды. Если речь идет об экстремальных температурах зимой, мы понимаем, что будет сильный мороз. Но если это происходит летом, то ждем очень жарких дней.)
- нужно найти производную функции,
- затем критические точки производной, т.е. те значения аргумента, при которых производная равна 0 или не существует,
- и, наконец, определить знаки производной в окрестности критических точек, чтобы убедиться в том, что экстремумы существуют и определить их вид.
Как реализуется этот алгоритм, можно посмотреть, например, здесь.
Не забудьте повторить основные формулы для производных и первообразных элементарных функций, а также ознакомиться с характерными ошибками, которые бывают при вычислении производной и способами борьбы с ними.
Однако на экзамене будьте очень внимательны к формулировке вопроса задания. Есть существенные различия в понятиях - точка экстремума, значение экстремума и наибольшее или наименьшее значение функции на отрезке.Перейти к решению задач:
Ознакомиться с видео-материалами на youtube-канале Mathematichka ИЛИ на канале Математичка РУ видеохостинга Rutube.
Понравились материалы сайта? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.
Чтобы получить наиболее высокие баллы, нужно продолжить подготовку к ЕГЭ по математике и
Перейти на главную страницу сайта.