Математика ЕГЭ 2025.
Профильный уровень. Задачи с развёрнутым ответом.
Будущие абитуриенты, приступайте к подготовке ко второй части экзамена профильного уровня. Никогда не рано.
На официальном сайте ФИПИ опубликован утверждённый Демонстрационный вариант ЕГЭ по математике 2025. Изменений в содержании КИМ в наступающем году не предусмотрено, однако примеры задач в демонстрационном варианте обновлены. Для полноты представлений о содержании экзамена рекомендую наряду с этим вариантом посмотреть Демонстрационный вариант прошлого года.В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ 2025 года вторая часть варианта представляет собой всё те же 7 задач повышенного и высокого уровня сложности с развёрнутым ответом. Возрастание уровня сложности заданий учитывается посредством назначенного первичного балла за их верное решение. Так, например, полное и верное решение уравнения (задание 13) оценивается в 2 балла, в то время как обоснованно полученный верный ответ в задаче с параметром (задание 18) принесёт экзаменующемуся 4 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы (с учётом однобалльной первой части) равен 32. Формула пересчёта первичных баллов в стобалльную шкалу, как правило, утверждается весной.
Принципы, на которых базируется система оценивания заданий с развёрнутым ответом остались следующими.
1. Возможны различные способы решения задачи и записи развернутого решения. Главное – оно должно быть математически грамотным и оформлено так, чтобы проверяющий мог Вас правильно понять.
2. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях. Изложение решения не стоит делать слишком подробным и тяжеловесным.
Например, необязательно писать "Так как в параллелограмме ABCD противоположные стороны равны, то имеем AB = CD" и, тем более, доказывать это равенство. Достаточно такой строки "ABCD - параллелограмм, следовательно AB = CD". Можно даже написать просто "AB = CD", но только, если выше Вы уже упоминали о заданной фигуре и узнали из условия задачи или доказали, что она является параллелограммом. Однако, если ни в условии задачи, ни в предыдущей части решения ничего не было сказано о четырёхугольнике ABCD, то вдруг возникшее утверждение "AB = CD" будет считаться необоснованным. Помните, за необоснованность решения снижают баллы, а за слишком длинное описание решения не снижают, но на это уходит время, которое можно было бы использовать для решения других задач.
Посмотрите, какую помощь вы можете получить на этом сайте, при подготовке к решению задач с развёрнутым ответом. Чтобы была понятна тема задания, на вкладки вынесены соответствующие примеры из Демонстрационного варианта ЕГЭ по математике профильного уровня. Полностью демонстрационный вариант можно посмотреть на официальном сайте ФИПИ. Там же Вы найдёте решения заданий первой части.
Чтобы потренировать решение заданий профильного уровня с кратким ответом перейдите к разделу Профильный уровень. Задачи с кратким ответом.
Другие задачи , полностью или частично совпадающие с заданиями ЕГЭ с развернутым ответом, можно найти, пользуясь оглавлением в разделе Карта сайта.
Задание 13
а) Решите уравнение \[2\sin^3{x} = \sqrt{2}\cos^2{x} + 2\sin{x}.\] б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку \( [-4\pi;-\large{\frac{5\pi}{2}}] \).
\[ Ответ: \\ а) \frac{\pi}{2}+{\pi}k, k \in Z; -\frac{\pi}{4}+ 2{\pi}n, n \in Z; -\frac{3\pi}{4}+ 2{\pi}m, m \in Z; \\ б)-\frac{7\pi}{2}; -\frac{11\pi}{4}; -\frac{5\pi}{2}.\]В демонстрационном варианте представлен пример тригонометрического уравнения. Но уравнение может быть любым. Необязательно тригонометрическим, хотя действительно чаще всего бывает таковым. Однако, не стоит зацикливаться на повторении методов решения только этого вида уравнений, чтобы ваш реальный экзаменационный вариант не оказался с "сюрпризом".
В соответствии с документами, регламентирующими содержание контрольных измерительных материалов для составления вариантов ЕГЭ по математике,
выпускник должен уметь решать квадратные, рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и системы уравнений с двумя неизвестными,
а также знать основные приёмы решения уравнений (разложение на множители, введение новых переменных, ...) и систем уравнений (подстановка,
алгебраическое сложение, ...) и уметь использовать свойства и графики функций при решении уравнений.
Квадратные уравнения
Отдельное квадратное уравнение в этом задании встретиться не может. По уровню трудности оно относится к первой части - заданиям с кратким ответом. Однако очень часто его приходится решать в качестве промежуточного этапа для других типов уравнений. Поэтому очень важно не просто уметь решать квадратные уравнения, а уметь решать их быстро, качественно и разнообразно. Посмотрите примеры такого подхода к квадратным уравнениям.
Иррациональные уравнения
Тригонометрические уравнения
Эти уравнения самые востребованные в задании № 13 и самые разнообразные (потому и востребованные). Им будет посвящено несколько страниц сайта. Пока стоит повторить основные определения и формулы. Привыкнуть пользоваться тригонометрическим кругом и графиками функций.
Логарифмические уравнения
Системы уравнений с двумя неизвестными
Задание 14
В правильном тетраэдре ABCD точки M и N — середины рёбер AB и CD
соответственно. Плоскость α перпендикулярна прямой MN и пересекает ребро BC в точке K.
а) Докажите, что прямая MN перпендикулярна рёбрам AB и CD.
б) Найдите площадь сечения тетраэдра ABCD плоскостью α, если известно,
что BK = 1, KC = 3.
Ответ: \(б) 3.\)
Готовиться к решению этого задания лучше всего на примерах, разбирая которые, не забывайте обращаться к теории.
Перейти к просмотру примеров:
Задание 15
Ответ: \( \left(-1;-\dfrac{\sqrt{2}}{2} \right)\cup\left( -\dfrac{\sqrt{2}}{2};0\right)\cup\left(0;-\dfrac{1}{2} \right]. \)
В Демонстрационном варианте представлено логарифмическое неравенство. Как и в случае уравнения (задание 13), в реальном варианте неравенство не обязано быть логарифмическим. В соответствии с документами, регламентирующими КИМ, выпускники должны уметь решать
- Квадратные неравенства
- Рациональные неравенства
- Показательные неравенства
- Логарифмические неравенства
- Системы линейных неравенств
- Системы неравенств с одной переменной
Логарифмические неравенства чаще других встречаются в ЕГЭ по математике профильного уровня потому, что логарифм имеет ограниченную область определения, и это ограничение также задаётся неравенством. Таким образом, при решении такого задания мы быстро переходим к системе и/или совокупности неравенств, что позволяет создателям варианта на одной задаче проверить два пункта КИМ. Однако, если вам попадётся другое неравенство, не говорите, что не предупреждали, и не теряйтесь. В частности, таким же свойством обладает область определения квадратного корня. И легко составить иррациональное неравенство, которое в решении будет сводиться к системе, содержащей линейное и квадратное неравенства, что вполне удовлетворяет КИМ и требованиям к соблюдению одинакового уровня сложности вариантов.
Поэтому перейдите к следующим примерам и внимательно изучите все детали этой темы:- Решение неравенств. Общие соображения.
- Решение неравенств методом интервалов.
- Иррациональные неравенства: классическое решение.
- Иррациональные неравенства: решение уравнением, решение рационализацией.
- Основные положения и методы решения показательных неравенств.
- Примеры решения показательных неравенств из банка заданий ЕГЭ
- Методы решения логарифмических неравенств.
Задание 16
В июле 2026 года планируется взять кредит на десять лет в размере 800 тыс. рублей. Условия его возврата таковы:
– каждый январь долг будет возрастать на r% по сравнению с концом предыдущего года (r – целое число);
– с февраля по июнь каждого года необходимо оплатить одним платежом часть долга;
– в июле 2027, 2028, 2029, 2030 и 2031 годов долг должен быть на какую-то одну и ту же величину меньше долга на июль предыдущего года;
– в июле 2031 года долг должен составить 200 тыс. рублей;
– в июле 2032, 2033, 2034, 2035 и 2036 годов долг должен быть на другую одну и ту же величину меньше долга на июль предыдущего года;
– к июлю 2036 года долг должен быть выплачен полностью.
Известно, что сумма всех платежей после полного погашения кредита будет равна 1480 тыс. рублей. Найдите r
.
Ответ: 20
Так называемая "экономическая задача". Хотя на этапе окончания средней школы никто не требует от вас хороших познаний непосредственно в экономике. Для решения этой задачи, прежде всего, требуется внимательность, а также понятия о процентах и прогрессиях, умение аккуратно вычислять в столбик и другие приёмы, изученные даже не в старших, а в средних и младших классах школы. Задача казалась сложной только в первые годы появления в составе ЕГЭ, теперь она привычна и успешно решается большинством выпускников, поэтому в текущем (2024) году её максимальная "стоимость" составляет всего 2 балла.
Конкретные примеры рассмотрим позднее.
Задание 17
Пятиугольник ABCDE вписан в окружность. Известно, что AB = CD = 3, BC = DE = 4.
а) Докажите, что AC = CE.
б) Найдите длину диагонали BE, если AD = 6.
Ответ: б) \(\dfrac{17}{3}\)
Задание 18
Ответ: \( a = -13; -9 \le a \lt 3. \)
Это задание носит исследовательский характер, свойственный задачам с параметром. При решении таких задач не следует стараться вспомнить, как решалась аналогичная задача в классе. Здесь главное применить все накопленные знания об этом типе уравнений или систем уравнений, все свойства встречающихся функций. Из двух основных методов решения задач с параметром - графического и аналитического - лучше тот, где лично у Вас больше знаний.
Перейти к просмотру примеров:
- Методы решения задач с параметрами.
- Система уравнений с параметром. КИМ реального ЕГЭ 2015 года, досрочный период.
- Уравнения с параметрами. КИМ реального ЕГЭ 2016 года, основной период.
- Система уравнений. Графическое решение. Вариант реального ЕГЭ 2018 года, досрочный период.
- Видео-материалы по теме "Решение уравнений с параметрами." (Другие видео можно найти на youtube-канале "Mathematichka".)
Задание 19
Из пары натуральных чисел (a; b), где a > b, за один ход получают пару (a + b; a − b).
а) Можно ли за несколько таких ходов получить из пары (100;1) пару, большее число в которой равно 400?
б) Можно ли за несколько таких ходов получить из пары (100;1) пару (806; 788)?
в) Какое наименьшее a может быть в паре (a; b), из которой за несколько ходов можно получить пару (806; 788)?
Ответ: а) да; б) нет; в) 403.
Конкретные примеры рассмотрим позднее.
Понравились материалы сайта? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.
Вернуться к решению задач ЕГЭ по математике с кратким ответом.
Переход на главную страницу сайта.