логотип Математички: Е в степени Пи

ОГЭ 2025 - готовимся по Демоверсии.


На официальном сайте ФИПИ представлены представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года.
На данный момент по сравнению с экзаменом за прошлый учебный год изменения в структуре и содержании КИМ не предусмотрены. Однако по сравнению с прошлым годом произошла замена заданий в Демонстрационном варианте. На мой взгляд, для демонстрации выбраны чуть более сложные задания, чем раньше. Это не означает, что экзамен в целом усложнится. Эти задания и раньше были в открытом банке ОГЭ. Не забывайте, что (цитирую)
"Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности."
"... уровне ИХ сложности", т.е. сложности заданий, а не самого варианта в целом. В банке заданий ОГЭ немало совсем простеньких, которые наряду с более сложными будут уравновешивать реальный экзаменационный вариант.

смайлик Итак, тяжело в учении, легко в бою. Поехали!

Задания 1-й части.
Задания 2-й части.

В экзаменационной работе не выделены явно модули «Алгебра» и «Геометрия», однако нужно помнить, что для успешной сдачи экзамена в числе верно решенных задач должно быть не менее двух по геометрии.
В КИМ ОГЭ по математике значительное место занимают задания практической направленности. Эти задания решаются на основе не только знаний математики, но и исходя из разумных практических соображений.
Все задания, как и ранее, поделены на две части. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
В заданиях первой части проверяются только ответы, которые нужно перенести в специальный бланк. Все необходимые вычисления, преобразования при этом выполняются в черновике. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Часть вторая требует записи полного решения задачи. Задания можно выполнять в любом порядке. Условие задачи переписывать не надо, необходимо только указать номер задания.

Изучите Демонстрационный вариант ОГЭ по математике, который представлен на нашем сайте с комментариями в форме, удобной для тренировки и подготовки. Не забывайте, что содержание базового экзамена за 11-й класс существенно пересекается с ОГЭ за девятый класс, ведь за первые 9 лет изучения математики вы выучили больше, чем можно успеть за оставшиеся два года. Пользуйтесь всеми ссылками и комментариями, чтобы найти необходимый материал для подготовки к экзамену.

Внимание: тренажёр устроен следующим образом.
1) Голубое поле - поле условия задачи. Белый участок рядом со словом "Ответ" - это, фактически, кнопка, щелчок по которой показывает правильный ответ. Если Вы еще не решали демонстрационный вариант, то прежде чем нажимать на кнопку, постарайтесь получить ответ самостоятельно и сравнить его с известным правильным.
2) Оранжевое поле - поле комментария, ссылки на другие страницы сайта или на задачи ЕГЭ.
Кнопки срабатывают после полной загрузки страницы.

 

Часть 1

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1–5.

автомобильная шина анфас - практическое задание ОГЭ по математике

Рис.1
автомобильная шина в профиль - практическое задание ОГЭ по математике
Рис.2

Автомобильное колесо представляет собой металлический диск с установленной на него резиновой шиной. Диаметр диска совпадает с диаметром внутреннего отверстия в шине. Для маркировки автомобильных шин применяется единая система обозначений. Например, 195/65 R15 (рис. 1). Первое число означает ширину шины B в миллиметрах. Следующее число означает высоту боковины шины H в процентах ширины. В приведённом примере ширина шины равна 195 мм, а высота боковины равна 65 % от 195, то есть 126,75 мм.
Буква обозначает тип конструкции шины. Буква R означает, что шина радиальная, то есть нити каркаса в шине расположены вдоль радиусов колеса. На всех легковых автомобилях применяются шины радиальной конструкции.
За буквой указан диаметр диска d в дюймах. На рисунке шина рассчитана на диск диаметром 15 дюймов. В одном дюйме 25,4 мм. Таким образом, зная маркировку шины, можно найти общий диаметр колеса D.
Завод производит легковые автомобили определённой модели и устанавливает на них колёса с шинами маркировки 165/70 R13.

Основное умение, проверяемое этим заданием, это умение использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Чтобы решить следующие задачи нужно несколько раз внимательно прочитать текст под рисунками и сопоставить текстовую информацию с графической. Не забывайте, что на рисунках непосредственно в тексте работы можно делать отметки и выполнять необходимые Вам построения. Не стесняйтесь делать эти отметки.

Посмотреть моё решение следующих пяти заданий можно будет на отдельной странице сайта.

Также рекомендую посмотреть подробное решение аналогичной задачи прошлого года на анализ плана участка.

1. Завод допускает установку шин разных размеров. В таблице показаны разрешённые размеры шин.

Ширина шины (мм)Диаметр диска (дюймы)
131415
165165/70165/65
175175/65175/65; 175/60
185185/65; 185/60185/60185/55
195195/60 195/55 195/55; 195/50

Шины какой наименьшей ширины можно устанавливать на автомобиль, если диаметр диска равен 15 дюймам? Ответ дайте в миллиметрах.

Ответ: ______.

Задачи с условием в виде таблицы встречались в разные годы как в ЕГЭ по математике обоих уровней, так и в ОГЭ. Бывали варианты, когда достаточно только сравнить табличные значения, чтобы выбрать нужное. Бывали варианты, когда требовалось провести дополнительные вычисления.
В разделе "Задачи на табличные данные" на странипе сайта Задания на табличное и графическое представление данных представлены примеры решения именно таких задач.
2. На сколько миллиметров радиус колеса с шиной 205/55 R14 больше, чем радиус колеса с шиной 165/65 R14?

Ответ: ______.

Внимательно изучаем текст и рисунки, а также свои отметки на них, чтобы понять, как вычисляется радиус колеса по маркировке шины. Вычислив радиусы обоих колёс, определяем разность их величин.
3. На сколько миллиметров увеличится диаметр колеса, если заменить колёса, установленные на заводе, колёсами с шинами 195/50 R15?

Ответ: ______.

Решив первые две задачи, вы уже научились определять радиус и, соответственно, диаметр колеса по маркировке шины. (Напомню, диаметр - это удвоенный радиус.) Остается только быть очень внимательными, чтобы сравнить требуемые в задании колёса и выразить ответ в нужных единицах измерения.

4. Найдите диаметр колеса автомобиля, выходящего с завода. Ответ дайте в миллиметрах.

Ответ: ______.

Фактически, эта задача уже будет решена в процессе обдумывания предыдущей.

5. На сколько процентов увеличится пробег автомобиля при одном обороте колеса, если заменить колёса, установленные на заводе, колёсами с шинами 175/60 R14? Результат округлите до десятых.

Ответ: ______.

Вопрос очень интересный. С точки зрения изучаемых в школе тем геометрии здесь достаточно вспомнить формулу длины окружности l = 2πr и определить, на сколько процентов она увеличится при замене заводских колёс на колёса с шинами указанного типа. Но для полного понимания задачи рекомендую взять монетку, отметить центр и какую-нибудь точку на окружности и покатать монетку по плоской поверхности, чтобы отследить как связан оборот круга со смещением его центра.

6. Представьте выражение    3_52_7  в виде дроби со знаменателем 70.

В ответ запишите числитель полученной дроби.

Ответ: ______.

Числовые значения в таком выражении могут быть представлены в разных формах: в виде обыкновенной или десятичной дробей, а также в стандартном виде. Начать нужно с приведения чисел к одинаковому виду. Если знаменатели обыкновенных дробей делятся только на 2-ки и 5-ки, то лучше переходить к десятичным дробям, иначе - к обыкновенным.
Для сложения и вычитания десятичных дробей расположите их в столбик, не забыв поставить запятую под запятой.
Для сложения и вычитания обыкновенных дробей приведите их к общему знаменателю.
Внимательно прочитайте, что требуется поместить в ответ - вычисленное значение выражения или какую-либо часть его представления. Если в тексте условия задачи никаких указаний нет, то нужно внести в бланк ответ в виде целого числа или десятичной дроби. В любом случае обязательно научитесь переводить десятичные дроби в обыкновенные и обыкновенные в десятичные. Даже если конечный ответ требуется записать в бланк в виде десятичной дроби, следует помнить, что обыкновенную дробь не всегда можно представить конечной десятичной, а значит промежуточные действия могут быть выполнены не точно, а с округлением.
Кроме примера на сложение или вычитание, в этом задании Вам могут быть предложены упражнения на умножение и деление дробей и смешанных чисел, на раскрытие скобок, возведение дробей во 2-ю (квадрат) и 3-ю (куб) степени, а также на запись разрядов десятичного числа через степени 10-ки.
Такое же задание есть в ЕГЭ за 11 класс, в этом году оно присутствует в варианте базового уровня под номером 14.
7. Одно из чисел \(\large{\frac{5}{9};\;\frac{11}{9};\;\frac{13}{9};\;\frac{14}{9}}\) отмечено на прямой точкой.

точка на числовой оси

Какое это число? \[1)\;\dfrac{5}{9}\;\;2)\;\dfrac{11}{9}\;\;3)\; \dfrac{13}{9}\;\; 4)\;\dfrac{14}{9}\]

Ответ: ______.

Точка расположена на отрезке от 0 до 1, разбитом на 10 частей. Следовательно, чтобы ответить на вопрос задания, нужно сравнить числа, отмеченные на точках разбиения, с указанным в условии набором чисел.
В общем случае, для сравнения рациональных чисел нужно представить их в одинаковой форме: либо в форме обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, либо в форме десятичных чисел. Если в задании присутствуют иррациональные числа, которые нельзя представить обыкновенными дробями, то следует для всех чисел выбрать именно десятичное представление. Причём для бесконечных десятичных дробей, как периодических, так и непериодических, нужно определять примерные значения с точностью, сопоставимой с десятыми долями длины наименьшего видимого отрезка. Например, в этой задаче длина отрезка равна 0,1, поэтому достаточно округлить примерные значения до сотых.

Аналогичное задание в ЕГЭ базового уровня представлено под номером 18. Усложнение для 11-го класса состоит в том, что среди проверяемых чисел могут оказаться значения пока неизвестных вам показательной и логарифмической функций.

8. Найдите значение выражения \( \dfrac{a^{14}\cdot(b^4)^3}{(a\cdot b)^{12}}\) при \(a = 3\) и \(b = \sqrt{3}\).

Ответ: ______.

Конечно, в таких задачах можно просто подставлять в выражение числовые значения переменных и вычислять ответ по правилам арифметики. Но в абсолютном большинстве случаев это будет слишком нерационально: долго и чревато ошибками. (Однако, если вы совсем не представляете другого способа решения, иногда лучше попытаться сделать так, чем никак.)

Правильный подход к решению задачи, состоит в том, чтобы сначала преобразовать символьное выражение, максимально упростить его и только потом подставлять числовые значения для получения окончательного ответа.

Для успешного выполнения этого задания вам нужно повторить ряд формул из курса алгебры, в частности, формулы сокращенного умножения, свойства степеней и корней, методы разложения на множители. формулы сокращенного умножения свойства степеней свойства квадратного корня Это можно сделать прямо сейчас, щелкнув по уменьшенной копии шпаргалки. Повторным щелчком рисунок уменьшается.
Cреди задач этого задания также могут встретиться формулировки, связанные с возможной иррациональностью значений корней, поэтому следует повторить понятие иррациональное число, а также правила округления десятичных чисел.

Любое рациональное число может быть представлено в виде обыкновенной дроби или в виде бесконечной десятичной периодической дроби.
Каждое иррациональное число можно записать только в виде бесконечной десятичной непериодической дроби. Примерами иррациональных чисел являются "неизвлекаемые" корни 
√2_ = 1,414213562373095048801688724209... ≈ 1,41 
√117___ = 10,81665382639196787935766380241... ≈ 10,8 
число π = 3,141592653589793238462643383279... ≈ 3,14; 
sin15° = 0,258819045102520762348898837624... ≈ 0,26 и т.п.
9. Решите уравнение 2x2 − 3x + 1 = 0.
Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из корней.

Ответ: ______.

Рациональные уравнения (линейные, квадратные, целые рациональные и дробно-рациональные) в школьной программе изучаются в 9-ом классе и ранее. На экзамене вам может встретиться любое уравнение одного из этих четырёх видов.
В ЕГЭ 11 класса обоих уровней также присутствует по одному подобному заданию. Список видов уравнений в ЕГЭ, конечно, шире, но также включает рациональные уравнения. Девятиклассникам на странице сайта, посвященной решению простых уравнений, потребуется всё, кроме второй половины таблицы с уравнениями разных типов.
В реальных вариантах также встречаются приведенные квадратные уравнения, которые часто легче и быстрее решаются по теореме Виета, чем через дискриминант. Не забудьте повторить и этот способ.
10. В магазине канцтоваров в продаже 100 ручек: 37 красных, 8 зелёных, 17 фиолетовых, остальные синие и чёрные, их поровну. Найдите вероятность того, что случайно выбранная в этом магазине ручка окажется красной или чёрной.

Ответ: ______.

На сайте "mathematichka.ru" представлено много материалов по теме Вероятность. Найти всё, что вас заинтересует, можно по перекрестным ссылкам.
В этом задании ОГЭ по математике чаще всего встречаются задачи на применение классического определения вероятности и на основы комбинаторики. Этим же темам посвящены задачи базового уровня ЕГЭ.
  • Задачи только на определение вероятности
  • Задачи с использованием элементов комбинаторики
  • 11. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

    ФУНКЦИИ

    А) y = − x2x + 5     Б) y = − 3_4 x − 1     B) y = − 12__ x    

    ГРАФИКИ

    В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.

    Ответ:  
    АБВ
       

    В этом задании могут быть различные вопросы, связанные с анализом и сравнением графиков линейной, квадратичной, степенной и дробно-рациональной функций. Повторите свойства этих графиков, пользуясь Таблицей графиков элементарных функций. Ваши первые 7 строк, до "Показательной функции".
    Чтобы научиться решать аналогичные задачи в другой постановке, когда требуется сравнить графики одной и той же функции, но с различными коэффициентами, например, параболу с параболой или прямую с прямой, посмотрите уроки на темы:
    Свойства линейной функции y = kx + b
    Графики квадратичной функции и коэффициенты квадратного трёхчлена y = аx2 + bx + c.
    Эти уроки дополнены видеопримерами решения заданий с параболой и с прямой.
    Также потренируйте решение задач и сравните ваши выводы с моими на странице Задания ОГЭ на анализ графиков.
    12. Энергия заряженного конденсатора W (в джоулях) вычисляется по формуле \(W = \dfrac{CU^2}{2}\), где C — ёмкость конденсатора (в фарадах), а U — разность потенциалов на обкладках конденсатора (в вольтах). Найдите энергию конденсатора ёмкостью 10−4 фарад, если разность потенциалов на обкладках конденсатора равна 12 вольт. Ответ дайте в джоулях.

    Ответ: ______.

    Первое, что нужно сделать после прочтения текста условия – убедиться в том, что единицы измерения физических величин в формуле и в числовых данных соответствуют вопросу задачи. Иначе, может потребоваться, например, сначала от метров в секунду перейти к километрам в час и т.п.
    Второе - подставить заданные числа в формулу и привести подобные члены, если они есть.
    И наконец, может потребоваться решить простое уравнение относительно той переменной, которая осталась неизвестной.

    Проверьте себя на аналогичных задачах базового уровня ЕГЭ: 4а и 4б.

    13. Найдите множество решений системы неравенств: \[\begin{cases}{-8+4x>0,\\4-3x>-8.} \end{cases}\]

    1) нет решений

    2) ( − ∞; 4)
    3) ( 2; + ∞)

    4) ( 2; 4 )

    Ответ: ______.

    В этом примере представлена система двух очень простых линейных неравенств. Для решения подобных систем достаточно повторить свойства числовых неравенств и уметь пользоваться числовой прямой, чтобы изображать на ней пересечения и объединения множеств. В действительности, в 9-ом классе вы изучали и более сложные квадратные и дробно-рациональные неравенства. Такие тоже могут встретиться под этим номером, а их комбинация может оказаться и под номером 20 во второй части варианта. Поэтому стоит посмотреть полностью примеры на странице Решение неравенств. Общие соображения, а также повторить один из самых эффективных методов решения рациональных неравенств Метод интервалов.
    14. Камень бросают в глубокое ущелье. За первую секунду он пролетает 6 м, а за каждую следующую секунду на 10 м больше, чем за предыдущую, до тех пор, пока не достигнет дна ущелья. Сколько метров пролетит камень за первые 5 секунд?

    Ответ: ______.

    В этом задании вам могут быть предложены различные задачи по теме Последовательности. Вы изучали само понятие "последовательность" и два характерных вида последовательностей – прогрессии: арифметическую и геометрическую. Они характеризуются тем, что каждый следующий член прогрессии может быть найден по значению предыдущего.

    При этом формулировки задач имеют практический смысл и выглядят как обычные текстовые задачи. Догадаться о том, что они на тему "последовательности и прогрессии", конечно, можно по номеру задания, но лучше сразу опираться на ключевые слова.
  • Какое-то действие, явление, характеристика регулярно повторяются из раза в раз, друг за другом, последовательно – задача на последовательность (прогрессия - тоже последовательность, только особенная).
  • В задаче что-то регулярно возрастает или убывает НА одно и то же число: на одно и то же количество больше или на одно и то же количество меньше. Это арифметическая прогрессия.
  • В задаче что-то регулярно увеличивается или уменьшается В одно и то же число раз: в одно и то же число раз больше или в одно и то же число раз меньше. Это геометрическая прогрессия.
  • Чтобы повторнить определения и формулы, связанные с этой темой, обратитесь к разделу Задачи на прогрессии. Там же вы можете посмотреть примеры решения задач на прогрессии и последовательности с практичеcким содержанием.

    А те, кому интересно усовершенствовать свой английский параллельно с повторением математики, могут найти аналогичные задачи в разделе Определения и обозначения. Эта часть сайта предназначена для взрослых, которые планируют сдавать международные экзамены, но всё, что нужно девятикласснику там тоже есть.

    15. В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC внешний угол при вершине C равен 123º. Найдите величину угла АВС. Ответ дайте в градусах.

    Ответ: ______.

    В первой части задания 15-19 это задания по геометрии. В 9-ом классе они включают в себя задачи по планиметрии. Напомню: планиметрия изучает свойства плоских фигур, стереометрия - объёмных, таких как шар, параллелепипед и т.п. Планиметрия в школе полностью проходится до 10-го класса. Поэтому набор заданий в ОГЭ за 9 класс по этой теме шире и серьёзнее, чем в ЕГЭ за 11 класс. В частности, задания этого номера посвящены в основном свойствам треугольников.

    Решение треугольников − весьма обширная тема планиметрии, которая обеспечивает широкий круг возможных формулировок условия задачи. Постарайтесь повторить все свойства и определения, связанные с треугольником, которые вы проходили с 7-го по 9-ый класс.

    16. В треугольнике ABC угол C равен 45°, \(AB = 6\sqrt{2}.\) Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника.

    Ответ: ______.

    Задания этого номера преимущественно посвящены окружности. Хотя могут быть и комбинированные варианты, например, окружность может быть описана вокруг четырёхугольника или вписана в треугольник.

    В любом случае требуется повторить свойства, определения и формулы, связанные с окружностью.

    17. В равнобедренной трапеции основания равны 2 и 8, а один из углов между боковой стороной и основанием равен 45°. Найдите площадь этой трапеции.

    Ответ: ______.

    Задачи на четырёхугольники необязательно должны быть связаны с понятием площадь фигуры. Также как задачи на определение площади не обязаны относиться только к теме четырёхугольники. Они могут быть поставлены и для треугольника, круга, их частей или произвольной фигуры, изображенной на клеточках. Чтобы повторить все формулы площадей, которые вы изучали, перейдите на страницу "Площади плоских фигур"

    И не забудьте повторить свойства и признаки "особенных" четырёхугольников − параллелограммов, ромбов, прямоугольников, трапеций.
    18. На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображена трапеция. Найдите длину её средней линии.

    Ответ: ______.

    Среди заданий на клетчатой бумаге встречаются задачи на треугольники и окружности, аналогичные заданиям 15 и 16, но еще чаще – задачи на определение площади. Последние можно потренировать здесь или посмотреть аналогичные для ЕГЭ здесь.
    Конкретно эта задача является примером случая, когда можно провести на клеточках дополнительные построения. Здесь - соединить середины боковых сторон трапеции и попытаться оценить длину средней линии. Однако это способ ненадёжный, т.к. если верным ответом является дробное число, то попытка определить "на глаз" величину доли клетки не будет успешной. Все дополнительные построения нужно выполнять по целым(!) клеточкам, а недостающие элементы вычислять по формулам.
    19. Какие из следующих утверждений являются истинными высказываниями?

    1) Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой.
    2) Если диагонали параллелограмма равны, то этот параллелограмм является ромбом.
    3) Расстояние от точки, лежащей на окружности, до центра окружности равно радиусу.

    В ответе запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    Ответ: ______.

    Повторите теорию с моими тестами по планиметрии. Доделывайте каждый тест до конца (до 10-го или 11-го вопроса), чтобы получить ссылку на ответы и объяснения.

    Часть 2

    При выполнении заданий этой части вам нужно будет записать полное решение задачи на специальном бланке. И оцениваться будет именно решение, краткий ответ здесь уже не актуален. Поэтому белое поле после текста задания - это просто кнопка для просмотра решения, рекомендуемого авторами варианта. Не спешите её нажимать, если не пытались решить задачу самостоятельно.

    Первые три задания второй части относятся к алгебре.

    20. Решите неравенство \(-\dfrac{12}{x^2-7x-8}\le 0.\)

    Ответ: ______

    Решение.
    При внимательном изучении неравенства можно выявить, что эта дробь будет принимать отрицательные значения, когда её знаменатель будет больше нуля, т.к. числитель от х не зависит.
    Таким образом, задача сводится к решению обычного квадратного неравенства \(x^2-7x-8>0\) графическим методом или методом интервалов после разложения на множители \(x^2-7x-8=(x+1)(x-8)\).

    Ответ: (− ∞; −1); (8; +∞).

    21. Имеются два сосуда, содержащие 10 кг и 16 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 55% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 61% кислоты. Сколько процентов кислоты содержится в первом растворе?

    Ответ: ______.

    Решение.
    Пусть концентрация кислоты в первом сосуде равна \(c_1%\), а во втором — \(c_2%\).
    Получаем систему уравнений: \[\begin{cases}{\dfrac{10c_1+16c_2}{26} = 55,\\ \dfrac{c_1+c_2}{2} = 61} \end{cases}\] Упрощаем выражения \[\begin{cases}{10c_1+16c_2=1430,\\ c_1+c_2 = 122} \end{cases}\] и решая методом подстановки или сложением уравнений, получаем \(c_1 = 87, c_2 = 35\).

    Ответ: 87.

    22. Постройте график функции

    y =  x4 − 13x2 + 36 _____________ .(x − 3)·(x + 2)

    и определите, при каких значениях с прямая y = c имеет с графиком ровно одну общую точку.

    Ответ: ______.

    Решение.
    Разложим числитель дроби на множители:
    x4 − 13x2 + 36 = (x2 − 4)(x2 − 9) = (x − 2)(x + 2)(x − 3)(x + 3).
    При x ≠ −2 и x ≠ 3 функция принимает вид: y = (x − 2)(x + 3) = x2 + x − 6, её график — парабола, из которой выколоты точки (−2; −4) и (3; 6).
    Прямая y = c имеет с графиком ровно одну общую точку либо тогда, когда проходит через вершину параболы, либо тогда, когда пересекает параболу в двух точках, одна из которых — выколотая. Вершина параболы имеет координаты (−0,5; −6,25). Поэтому c = −6,25, c = −4 или c = 6.

    Ответ: c = −6,25 ; c = − 4; c = 6.

    Решение типовых задач этого задания можно посмотреть на канале mathematichka на YouTube.
    Задача с гиперболой и параллельными прямыми вида y = m.
    Задача с параболой и пучком прямых вида y = kx.
    Для индивидуальной подготовки смотрите задачи на странице "Задание на построение графиков" этого сайта. Она содержит 15 задач из банка заданий с рисунками, ответами и комментариями.

    Последние три задания варианта - задания по геометрии.

    23. В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом C известны катеты: AC = 6, BC = 8. Найдите медиану CK этого треугольника.

    Ответ: ______.

    Решение.

    CK = 1_2 AB = 1_2 AC2 + BC2_________ = 1_2 √36 + 64______ = 5.

    Ответ: 5.
    24. На средней линии трапеции ABCD с основаниями AD и BC выбрали произвольную точку E. Докажите, что сумма площадей треугольников BEC и AED равна половине площади трапеции.

    Решение: ______.

    Доказательство.
    Проведём через точку E высоту H1H2 трапеции. По теореме Фалеса средняя линия разделит высоту пополам. Пусть EH1 = EH2 = h . Тогда сумма площадей треугольников BEC и AED равна \[\dfrac{BC\cdot h}{2} +\dfrac{AD\cdot h}{2} = \dfrac{BC+AD}{2}\cdot h.\] При этом площадь трапеции равна \[\dfrac{BC+AD}{2}\cdot H_1H_2 =\dfrac{BC+AD}{2}\cdot 2h,\] что как раз вдвое больше найденной суммы площадей треугольников.
    25. Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиусом 8 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и касается основания AC. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.

    Ответ: ______.

    Решение.
    Пусть O — центр данной окружности, а Q — центр окружности, вписанной в треугольник ABC.
    Точка касания M окружностей делит AC пополам.
    Лучи AQ и AO — биссектрисы смежных углов, значит, угол OAQ прямой.
    Из прямоугольного треугольника OAQ получаем: AM2 = MQ·MO. Следовательно,

    QM = AM2___ OM = 9_2 = 4,5.

    Ответ: 4,5.
    Примеры решения других задач, содержаших окружность, представлены в разделе Задачи по геометрии с окружностями

       Переход  на главную страницу сайта.